Что такое подсос?

Февраль 20th, 2011 по Евгений Хапов Оставить ответ »

У абсолютного большинства современных автомобилей такого элемента просто нет. Но даже у тех, у кого он есть (Жигули с карбюраторными моторами, старые карбюраторные иномарки до середины 80-х годов ХХ века, карбюраторные Волги и пр.), его официальное название — ручка управления пусковым устройством карбюратора. Или кнопка того же пускового устройства. Никак не «подсос»! Почему? И что этот подсос на самом деле подсасывает?

Вы уже заметили, что все перечисленные мной автомобили, оборудованные «подсосом», имеют карбюратор. И именно карбюраторы (вернее, некоторые из них) нуждались в специальной системе, позволяющей запустить мотор при отрицательной температуре.

Подсос мотоцикла

У большинства мотоциклов, в отличие от автомобилей, по сию пору применяются карбюраторы в системе питания. Соответственно, и различные пусковые системы-обогатители имеют привычную ручку подсоса.

Проще говоря, сделать так, чтобы по сравнению с обычным соотношением бензин/воздух, получить при пуске значительно более насыщенную бензином смесь — обогатить её. Поэтому пусковую систему некоторых мотоциклетных карбюраторов до сих пор именуют обогатителем. Как только запущенный мотор хоть немного прогреется, соотношение смеси надо вернуть к обычному, отключить пусковую систему (обогатитель), или говоря по-простому — убрать подсос.

Позже многие производители научились заставлять карбюраторы автоматически переходить на пусковой режим и обратно, появились карбюраторы с автоматом «подсоса». Еще позже на смену карбюраторам пришли разнообразные системы впрыска, которые все поголовно умеют самостоятельно определять температуру двигателя и создавать такой же пусковой его режим с богатой смесью, например, в мороз.

Из этого следует простая догадка — «подсос» был у тех автомобилей, система питания двигателей которых не могла сама определить температуру мотора, или температуру окружающего воздуха. Этим занимался водитель — вытаскивал ручку «подсоса» перед пуском в холодную погоду, и постепенно убирал его (задвигал ручку обратно) по мере прогрева мотора. В теплую погоду вытаскивал ручку меньше, в жару вовсе не пользовался ей.

Мотоциклетный Jikov

У этого мотоциклетного карбюратора Jikov подсос бензина при пуске мотора происходит через клапан с рычажком (зеленые стрелки). В открытом состоянии он позволяет бензину по специальному каналу (красные стрелки) поступать в основной диффузор (синяя стрелка). Примерно то-же самое происходило и в автомобильных карбюраторах.

Но почему, все же, пусковая система карбюратора называется «подсосом» лишь в сленговом общении водителей-профессионалов? А потому, что когда-то давно (в 30-х годах ХХ века) для уверенного пуска холодного мотора в каждом карбюраторе, снизу или сбоку, в обход всей его сложной системы было специальное отверстие, по которому воздух, минуя обычный путь через дозаторы, камеры смешения и рабочие заслонки (именно их водители карбюраторных машин открывают, нажимая на педаль газа), попадал в специальный мини-карбюратор, готовящий ту самую, богатую зимнюю смесь. Иными словами — подсасывал дополнительный бензин.  Отсюда и пошло разговорное «подсос», хотя и те старые системы официально именовались «пусковой обогатитель», поскольку они не столько что-то подсасывали, сколько просто направляли воздух и бензин через свои каналы. У той системы, разумеется, был клапан, её закрывающий, и тросик привода этого клапана, заканчивающийся маленькой рукояткой на панели приборов. Водитель вытаскивал её сильнее или слабее — в зависимости от температуры воздуха. Был у обогатителя и очевидный минус. Идущий в обход карбюратора воздух не фильтровался — в мотор попадала пыль из моторного отсека. Наши с вами предки не считали это опасным!
Подсосом также называли и рукоятку, позволяющую не открывая капот — с места водителя — подкачать бензин в карбюратор ручным насосом. Её нужно было несколько раз вытянуть, и немного погодя заводить мотор. Функционально это совершенно другая система, но с точки зрения водителя — похожие манипуляции ручкой в салоне.

Примерно в 40-х годах ХХ века производители карбюраторов перешли на другую систему, дожившую до наших дней в неизменном виде.

Подсос УАЗ с карбюраторным мотором

Любой УАЗ HUNTER с карбюраторным двигателем порадует водителя обилием торчащих ручек, одна из которых (с красным символом) отвечает за пусковой режим. Еще одна такая же рукоятка, расположенная правее - "ручной газ". Она позволяет выставить любые обороты мотора и двигаться, не касаясь педали газа. Функция, полезная на бездорожье.

Вместо отдельного мини — карбюратора, заметно усложнявшего и без того не простой основной карбюратор, стали применять обыкновенную дополнительную  заслонку, расположенную поверх всего процесса смешения бензина с воздухом, и названную пусковой заслонкой. Прикрывая воздух на входе в карбюратор, она вызывала более интенсивное истечение бензина из жиклеров и в конечном итоге — тот же самый обогащенный режим работы мотора. Действия водителя при этом совершенно не изменились — он как и раньше вытягивал рукоятку, только теперь не открывал «дырку подсоса», а наоборот, закрывал пусковую заслонку. Тем не менее, и её водители по сей день называют «подсосом», даже не отдавая себе отчет, отчего она так названа.

Мотор Татры 603

На этой заднемоторной раритетной Tatra 1-603 устанавливалось два двойных карбюратора Jikov 330 SSOP. Не смотря на то, что автомобиль выпускался в 50-60-е годы ХХ века, его пусковая система была именно обогатительной. Я хорошо знаком с этим автомобилем и могу засвидетельствовать, что пусковые обогатители её V8 работали отменно - мотор пускался без труда в любой мороз. Характерным признаком работы пусковых обогатителей был свист воздуха в них. "Подсос" был слышен даже с водительского места.

Но мы-то с вами теперь знаем, что:

Во-первых, по-настоящему подсос был очень давно, в самых первых карбюраторах.

И во-вторых, сленговое название системы обогащения смеси при холодном пуске карбюраторного двигателя, претерпев как минимум пару серьезных конструктивных изменений, сохранилось, как это часто бывает, со времен самых ранних карбюраторов, которым без малого сто лет. Оно уже совершенно не отражает сути процесса пуска в нынешних автомобильных карбюраторах, но прижилось крепчайшим образом!

АВТОР: ЕВГЕНИЙ ХАПОВ.

Все тексты, опубликованные на сайте www.khapov.ru, защищены законом об авторском праве. Любая частичная или полная перепечатка опубликованной информации запрещена.

Реклама

6 комментария

  1. Макс:

    Спасибо автору, почти как википедии

  2. Антон:

    Отличная статья !!! Спасибо !!!

  3. Ivan:

    Очень хороший и понятное объяснение работы карбюраторных систем. Напишите пожалуйста про современные инжекторы тоже чтонибудь ^_^

  4. Виталий:

    У меня постоянноя проблема с этим подсосом не могу без него завести двигатель даже в теплую погоду в чем причина? Подскажите пожалйста! Или напишите в меил по возможности!

  5. Павел:

    Спасибо, интересная статья..

  6. Марат:

    спасибо

Добавить комментарий

Highslide for Wordpress Plugin