РВУЖД. С пионерским накатом!*

Сентябрь 2nd, 2011 по Евгений Хапов Оставить ответ »

узкоколейка, гуреевский, рельсы2010 год стал для российской узкой колеи настоящим апокалипсисом. Шатура, Радовицкий, многие другие. Не пережил его и последний действующий отрезок протяженной в прошлом Рязано-Владимирской узкоколейки – некогда боковое ответвление, а последние 15 лет – заключительный оплот регулярного движения по маршруту Тумская – Гуреевский – Голованово.

Закат есенинской узкоколейки.
Впрочем, поезд по расписанию перестал ходить на Голованову Дачу еще раньше – в 2008. После этого год на всем протяжении бывшего главного хода от Тумы до Гуреевского и вбок, до Голованово, рельсы лежали в неприкосновенности и даже был кое-какой накат. Сравнительно недавно (в 2004 — 2005 гг) подлатанные мосты через болотные канавы позволяли хотя бы иногда снаряжать состав из потрепанного ТУ-7 и единственного вагона ПВ до Голованово, не опасаясь внезапных сходов из-за разошедшихся рельсов.

Путешествие в прошлое.

Железная дорога Тума - Голованово

Единственное пересечение ветки в Голованово с автомобильной дорогой. Переезд и пространство вокруг них мало изменились за последние 5 лет. Опытный глаз заметит признаки "жизни" дороги - слегка примятую траву вокруг пути и едва уловимые следы "пионерки" на рельсах.

В 2006 году мне довелось проделать этот, ставший легендарным, путь туда и обратно. В одну сторону – в вагоне, среди многочисленных бабулек, отправившихся по грибы на болота в районе Курши. Обратно – на передней площадке ТУ-7 в виду того, что в переполненном этими бабульками вагоне просто не осталось места.

Путешествие на площадке узкоколейного тепловоза похоже на неспешную прогулку верхом. За спиной – мерное урчание танкового дизеля, который из-за низкой скорости (менее 30 км/ч) и постоянных переключений между 1 и 2 передачами гидротрансмиссии, все время менял режим работы. В ушах — ветер засасываемого вентилятором воздуха, вместо спинки сиденья – теплый радиатор дизеля. Отдающееся в окружающей листве постукивание на стыках и покачивание тепловоза. Частые остановки для того, чтобы подобрать очередную бабульку с корзинками, в последний момент вынырнувшую из-за кустов – таков был регулярный рейс поездов № 951-952 и 953-954. ТУ-7 останавливался и сигналил опоздавшим на почти неразличимом бывшем разъезде Курша на месте ответвления в Куршу-2, притормаживал перед переездами около Спирино и в Артемово.  В Голованово его встречала радостная ребятня, описанные в интернете коровы, перегораживающие путь оборачивающемуся на треугольнике в конце пути тепловозу и местные жители, с тревогой глядящие на туристов с «большой земли». Запомнились белые грибы, растущие прямо у насыпи и постоянное искушение сорвать их с риском отстать от поезда…

Все это осталось в прошлом. Летом 2011 года участок главного пути от Тумы до Гуреевского, оба пути по станции Гуреевский и большая часть узкоколейных путей на станции Тумская были разобраны. Тумское депо – общее для широкой и узкой колеи — сохранило узкоколейный участок лишь от ворот до того места, где раньше была посадка в поезд на Голованово. Прямо напротив тумского вокзала на коротком участке рельсов стоит в гордом одиночестве заново выкрашенный вагон-снегоочиститель. Сразу за ним – знакомая до боли картина отрезанных газом рельсов и выдернутых из балласта шпал. Последний «живой» участок РВУЖД с дизельной тягой (ТУ-7 все еще стоит в депо) длиной 150 метров сегодня начинается и заканчивается в пределах станции Тумская. Единственным его украшением служит знаменитая водокачка рядом с депо.

Пока жива

Вокзал станции Гуреевский

Последний действующий "вокзал" мещерской магистрали. Сейчас - жилой дом единственного хранителя дороги.

Но Головановская дорога не была бы самой собой, если бы в одночасье исчезла. Отрезанное от тумского депо, но пока еще не разобранное боковое ответвление на Голованово продолжает жить, не смотря ни на что. Здание бывшего вокзала Гуреевский, а ныне жилой дом, украшенный знаменитой вывеской «ГУРЕЕВСКИЙ Горьк. Ж. Д.», как Брестская крепость, не сдается. Изрядно заросший путь на гнилых шпалах, по-прежнему дугой уходит в лес, и (о чудо!) имеет едва заметный накат.

Пионервожатый

Пионерка на РВУЖД

Как раз тот случай, когда пятое колесо очень даже кстати. У единственной тяговой единицы головановского ответвления теперь лишь одно ведущее колесо, обутое в покрышку. На основных осях напрочь стерлись приводные шестеренки

Прямо перед домом – единственное транспортное средство, способное сегодня добраться по рельсам до Голованово – мотодрезина «пионерка». А также её хозяин, Сергей Никулин, занятый оборудованием дрезины пятым колесом – приводным и резиновым!

«На пару месяцев хватит» — так он прокомментировал сиё изобретение. Я, признаться, ничего подобного ранее не видел.
В обе стороны от коротенького куска бывшего 2-го гуреевского пути всё та же картина срезанных автогеном рельс и выкорчеванных шпал. Еще два года назад автодорога от села Гуреево до начала головановского ответвления и вокзала, прыгая по шпалам, пробиралась меж двух путей протяженной станции, по которым осуществлялся оборот тепловоза со сменой направления движения состава. Сегодня здесь от знаменитой «Мещерской магистрали» уцелела лишь стрелка на ответвление в

Рельс РВУЖД

Прикоснись к истории. Рельс Донецкого Общества декабря месяца 1899 года выпуска. Изношенный, но еще вполне пригодный.

Голованово, да пара десятков метров рельсов с характерным клеймом.
Но, не смотря на кусты и траву, маскирующие путь, не смотря на отчаянно бедственное состояние шпал и рельсов, в сторону Голованово сегодня еще можно проехать. Рискуя быть исхлестанными ветками нестриженых кустов, по шевелящимся из-за отсутствия креплений рельсам, под тарахтение днепровского движка «Пионерки», упросив бессменного её водителя, ещё можно проделать неблизкий путь в самое сердце Мещёры. Едва различимый накат на рельсах от этой «Пионерки» пока что виден по всей сохранившейся «трассе» и ближе к центру этих заповедных лесов уже нет вообще никакого пути, а обещанная автодорога так и не начинала строиться. Может, это к лучшему, и пока у редеющего на глазах населения Голованово просто нет альтернативы добраться до «большой земли», будет жива и последняя рельсовая нить на некогда нагруженной и воспетой Есениным РВУЖД.

Альтернатива?
Параллельно головановскому ответвлению, примерно в паре километров от него, идет небольшая автодорога. Она не достигает и половины маршрута до Курши, асфальт на ней обрывается в селе Артемово, вблизи платформы «9 км». По песчаному грейдеру можно кое-как проехать до Извеково.

Стрелка в Гуреевском

Когда то на этой стрелке расходились пути в сторону станций Тумская и Голованово. Теперь в сторону Тумы лишь обрезки рельсов.

Но по ней, сначала по песку, потом по разбитому асфальту, раскачиваясь и громыхая, ползут из лесов вокруг Курши непрерывные вереницы лесовозов, доверху груженые свежесрезанным лесом. Прошлогодние пожары немилосердно выжгли огромные площади, еще большие территории выпиливаются сейчас, но почему-то построенная больше ста лет назад железная дорога, исключительно лесовозная, для вывоза не используется. Вроде как нерентабельна. А возить лес на грузовиках, под капотом каждого из которых работает дизель, равный по мощности и расходу топлива тепловозу, способному за один рейс вывезти из леса едва ли не недельный объем перевозимого машинами леса, латать раздолбанный лесовозами асфальт – рентабельно? Что-то не правильно в этом «королевстве».
Не правильно еще и потому, что в конце июля 2011 года отправился из Спас-Клепиков в Голованово вездеходный УАЗ. Отправился не в экспедицию, а в регулярную поездку. Просто повез пенсии 44-м пенсионерам деревни. Примерно половину года ему будет по силам преодолевать лесные колдобины высохшего песка. А кто приедет в деревню, когда пойдут дожди? О том, как вызвать туда скорую, и сколько часов ей потребуется чтобы добраться сначала до больного, а затем до ближайшей больницы, мне даже думать страшно…

Два подхода.
Как поступили бы с подобной узкоколейкой–памятником в Европе? Очень просто. Быстренько сделали бы её музейной, наладили туристические поездки круглый год (даром, что ли, снегоочиститель отремонтировали и покрасили?). Организовали бы клуб любителей с пожертвованиями и клубными мероприятиями. Благо, для этого нужно не так уж много труда и средств. В промежутках между тур-поездами пускали бы небольшую и экономичную мотрису – возить домой жителей Голованово. По обеим конечным станциям (в Гуреевском и Голованово) открыли бы по мини-музею, а в случае масштабной попилки и вывоза леса, как это случилось в нынешнем году, еще и зарабатывали бы на грузовом трафике.

Станция гуреевский

Сергей Никулин за ремонтом своего "железного коня" о пяти колесах. Обладатель "пионерки" и есть единственное связующее звено между Голованово и "большой землей". Вызывает ассоциации одновременно со Сталкером из фильма Тарковского и с бессменным директором аэропорта в Ижме Сергеем Сотниковым.

Как это выглядит сегодня у нас? Совсем иначе. Единственная на дороге тяговая единица – «пионерка–резиноход» дышит на ладан, все «лишние» рельсы главного хода сданы в чермет. Я почти уверен в том, что и сохранившиеся рельсы в лесную глушь последуют туда же. Об этом красноречиво говорит вереница используемых для резки кислородных баллонов, лежащих рядом с гуреевским «вокзалом». О том, как жители Голованово будут добираться до цивилизации, никто не думает и только карты–трехверстки упорно рисуют трассу РВУЖД как действующую даже там, где рельсов нет уже 20 лет.
Такой расклад абсолютно не радует Сергея Алексеевича Никулина, обходчика и хранителя уцелевшей части, который сегодня почти глава небольшой личной железной дороги – с собственной единицей подвижного состава, собственным управлением, самолично реализуемым графиком и независимыми планами. В разговоре со мной он, похвалившись грядущим апгрейдом своей дрезины припасенным движком от какой-то японки, совсем безрадостно заметил: «никому мы не нужны, никто о нас не думает».

Рельс РВУЖД

Вот он, последний признак "жизни". Едва заметные следы на рельсах, уходящих по дуге в лес. Запоминайте, скоро тут зашипит автоген.

Когда-то для того, чтобы снять активное противодействие извозчиков строительству железной дороги, учредители РВУЖД догадались нанять их на службу на разные должности. Дорогу строили всем купеческим миром на частные деньги и осилили, не смотря ни на что. Разрушить нехитрый механизм этой железной дороги оказалось просто, приспособить же её к сегодняшнему дню, использовать её потенциал, сохранить уникальную, самую близкую к Москве магистральную узкоколейку со всей готовой инфраструктурой нынешним её руководителям оказалось не по силам. Или просто не нужным. А такие аспекты, как историческая ценность, культурное наследие или просто уважение к великому труду предшественников, в наш век эффективных менеджеров и главенства рынка не более чем пустой звук.

В далеком 1994 году на резке и сдаче на металл ценных узкоколейных рельсов в Мещёре возникла целая фирма. Как-то раз я разговорился с работягой, занятым разборкой всё той же РВУЖД на станции Спас-Клепики. На мой вопрос, как он завтра будет смотреть в глаза тем, кто еще вчера здесь работал, водил поезда, добирался в вагонах до дома, он ни не секунду не задумавшись ответил: «Завтра? А завтра меня здесь не будет!»
Знаете, что такое ощущение своей страны, своей родины? Это когда завтра, и послезавтра вы тоже здесь. И не стыдно посмотреть в глаза детям.

Гуреевский (Рязанская область) – Москва 04\08\2011

*Накатом железнодорожники называют следы колес локомотивов и вагонов на рельсах. Хорошо заметная блестящая полоса сверху рельса – накат свидетельствует о регулярном движении. Едва различимый ржавый след – ветка почти «умерла».
«Пионерским» я назвал накат потому, что кроме дрезины – «пионерки» на ветке в Голованово его больше некому оставить.

Прицеп к "пионерке"

Прицеп к мотодрезине позволяет увезти еще пару-тройку пассажиров или много полезного груза.

Ответвление на Голованово

Железнодорожный путь на Голованово начинается здесь - с правой кривой, уходящей в лес от вокзала Гуреевский

пути на станции Гуреевский

По обе стороны этой дороги еще год назад лежали рельсы. Остаток слева - бывший второй путь станции Гуреевский. За спиной - Тума и ответвление на Голованово, а справа еще видны остатки шпал главного хода РВУЖД по станции Гуреевский.

переезд на пути в Голованово

Самый оживленный переезд на пути к Головановой Даче до сих пор имеет ограждение, с которого вандалы зачем то унесли все катафоты

переезд рвужд

Пусть вас не вводит в заблуждение блеск рельсов на переезде. Он - от покрышек автомобилей. Вне переезда рельсы ржавые.

стрелка ответвления на голованово

Еще три года назад пришедший из Тумы поезд менял здесь направление движения и на этой стрелке отклонялся на Голованово. Сегодня флюгарка застыла в направлении Голованово. В другую сторону путей нет.

гуреевский - голованово

Ветки кустов, вплотную подступающих к колее за последний год разрослись так, что передвижение на дрезине становится самоистязанием

Реклама

Комментарии запрещены.

Highslide for Wordpress Plugin