«Мотор». Часть 7.

Ноябрь 11th, 2011 по Евгений Хапов Оставить ответ »

ЗАКАТ

Вершиной развития Волги ГАЗ 24 должна была стать её наследница – ГАЗ 31. Кто бы мог подумать, что заложенная «отцом всех народов» идея уравниловки в правах простого крестьянина из колхоза N с непростым генералом Генштаба поставит крест не только на внедрении новой модели, но и на развитии всей легковой производственной программы ГАЗа.

Газ-24

Прототип Газ-3102

Кто бы мог сказать в далеком 1970-м, а тем более – в 1960-м, что именно высший генералитет взбунтуется против идеи использования таких же как у них «особенных» 31-х в рядовом такси и наложит всемогущее вето на расширение производства 31-й, в амплуа массового и не слишком дорогого автомобиля.

Генералы сказали «нет»!

И вместо замены устаревающей модели 24 на гораздо более перспективную 31-ю, ГАЗ вынужден был сперва насыщать всё ту же 24-ку уже отработанными 31-ми деталями (создавая 24-10), а затем и вовсе перелицевать 31-й кузов в далеко небезупречный, несуразный «ослобык» 31029.

ГАЗ 31013 на стенде перед павильоном ВДНХ в 1984. Единственная публичная демонстрация бело-голубого "дубля" с "чайковским" мотором под капотом.

Единственное, что поддерживало ГАЗ и Волгу тогда – впервые открывшаяся возможность свободно продавать машину вне номенклатурных и прочих лимитов. Это было золотое время для ГАЗа, удвоившего производственный план. Это стало предвестником конца Волги. Гонка за объемами в итоге убила все легковое производство, развратив завод «легкой наживой» быстрых денег и отсутствием внедрений серьезных разработок, которые, между прочим, всегда были на заводе. Вспомните хотя бы ГАЗ 3105.

Но все это будет потом, спустя 20, 30 и 40 лет

А в начале 70-х ГАЗ 24 «Волга» своими гранеными формами и прекрасными деталями поражала ценителей стиля. Она была одновременно прямолинейной и игривой, лаконичной и не похожей на других, приземистой и проходимой, выносливой недоступной красавицей. Машиной грез? Нет, машина грез – её предшественница, ГАЗ 21. А 24-ка – машина трезвой и объективной реальности, ставших привычными сверхзвука и космоса, черно-белого, но повального телевизора, и балета на его экране по особо торжественным случаям.

Это комфортное нежно-лимонного цвета такси на привокзальных площадках, и появление в Москве «пятачков» — официальных и стихийных таксишных стоянок, некоторые из которых живы и по сию пору.

Это четыре одинаковых бежевых машины охоты за Трианоном из фильма «ТАСС уполномочен заявить» и совершенно реальные серые милицейско-комитетские «дубли», звон ошипованных «в четыре ручья» зимних покрышек которых выдавал их с головой, не смотря на всю маскировку под обычные 24-ки.

Это легкое подрагивание рычага КПП на холостых, и изумительный тактильный комфорт при переключении передач доведенной до совершенства, первой и последней нормальной отечественной коробки.

Это неожиданно много тепла из отопителя – первый по-настоящему зимний отечественный автомобиль.

Это совершенно особенные запахи, присущие каждой Волге – смесь бензина, нагретого масла, какой-то мастики и винила.

Это, между прочим, неплохая шумоизоляция, постепенно сдающая позиции с годами производства модели, и электрическая выдвижная антенна, сдающаяся уже после первого снего-песочного-грязевого душа.

Это смешой для нас, сегодняшних, «танец» стеклоочистителей, задумчиво описывающих небольшие дуги на широченном и сильно изогнутом лобовом стекле – целый процесс, наблюдая за которым есть риск отвлечься от дороги.

Не только "баржой" считали Волгу профессиональные водители. Помимо обычных чемпионатов, существовали специальные гонки Волга-класса. Даже теперь в отчетах о региональных соревнованиях нет-нет, да и мелькнет название ГАЗ-24!

Это глянцевая скользкая, стоящая наискось «баранка», совершающая от упора до упора 4,5 оборота, и выворачивающиеся чуть ли не на 90 градусов передние колеса, помогающие развернуться в любом закоулке в один прием.

Это граничащая с аскетизмом простота во всем. Этакий минимализм в престижной нише. Между прочим, примерно такая же идеология была у тогдашних Мерседесов – ничего лишнего, только функциональность и комфорт.

21-я Волга была настоящим восходом над горизонтом тогдашнего стиля и формы. Если не мирового, то советского – на все сто! Кто-то назвал её скачущим по дороге, туго надутым мячиком, распертым от гордости за свою внешнюю привлекательность. Обернутым в броский имидж повседневным автомобилем, ставшим символом эпохи.

24-я Волга, взойдя на эту же вершину, ознаменовала закат советского автопрома, во всей его красе уходящего за горизонт солнца. Дьявольски красивого и неотвратимо ускользающего. Безоговорочным символом своего времени она не стала – были к тому моменту более массовые Москвичи, и настоящий прорыв для отечественного автопрома – пользовавшиеся бешенным спросом Жигули.

Но все это автомобили на две ступеньки ниже по статусу, да и по классу

"Река времени". А ведь всё - "Волги" и ни одной иномарки.

А в своей нише 24-я Волга так и осталась непревзойденной вершиной, вобравшей в себя все, что смог вложить в неё коллектив разработчиков, и все, что было позволено строгими её заказчиками. Образцом применения изящных и стильных деталей дизайна, взвешенной и тщательно отработанной формы.

Она осталась последней полностью новой и самостоятельной, выполненной с чистого листа и внедренной в большую серию легковой разработкой ГАЗа, и последней отечественной полноразмерной машиной для Настоящего Человека.

АВТОР: ЕВГЕНИЙ ХАПОВ.

Все тексты, опубликованные на сайте www.khapov.ru, защищены законом об авторском праве. Любая частичная или полная перепечатка опубликованной информации запрещена.

Реклама

3 комментария

  1. Михаил Хапов:

    Жень, по-моему так отличный опус! Просто вспомнились ТЕ САМЫЕ Волги на улице Алексея Толстого у генеральского дома, которые мы с тобой каждый день видели по дороге в школу…и из этого родился вопрос: что это были за машины с плоскими стёклами головной оптики (уже тогда Hella) и выпуклыми задними фонарями как та самая 00-07 МАС?

    • Миш, ну 00-07 МАС могли вообще из чего угодно собрать вручную. У неё, например, были совершенно необычные бамперы, что по профилю, что по форме. Не родные, точно.
      Я в ней помню плюшевый табачного цвета салон с интегрированными подголовниками, естественно, антенну спецсвязи, руль от Чайки 14-й (четырехспицевый) и диски колесные широкие с необычными колпаками а-ля 3102, только плоские и хромированные. Мотор у неё скорее всего «Чайковский» ЗМЗ14-й был — судя по звуку. Вернее, его версия для 24-34. Внешне она была 24-10, насколько помню и торпедо у неё было не гремучее 24-10, а как на самых ранних, 31-е, высокое мягкое. При старте она изрядно шлифовала колесами асфальт — еще один аргумент в пользу мотора ЗМЗ-14.
      Оптику головную Hella плоскую штатно ставили на некоторые экспортные машины еще 24-ки, как и черную пластиковую решетку — прототип того, что потом появилось на 24-10. «Скалдиа» фары Hella на машинокомплекты под дизель тоже устанавливала. Они не были редкостью, у спортсменов такие фары тоже были. Кстати, на спецтехнике вроде «дублей», или даже правительственных ЗИЛов были прямоугольные противотуманки тоже Hella и Bosch. И в довесок, старые 24-кины противотуманки штатные, которые овально-прямоугольные с хромированным ободком — почти точная копия аналога Bosch для… Porsche! Так что о хороших фарах «где надо» знали все. На 00-07 МАС как раз спереди прямоугольные розово-желтые и стояли.
      Задние выпуклые фонари с интегрированными катафотами появились еще на поздних 24-ках. Завод на 24-10 постепенно переходил чуть ли не 5 лет. Ну и сами привинчивали. На ранних 24-ках переходках рассеиватели с катафортами были еще рубиновые, потолще и с вертикальной насечкой. Потом стали просто красные, «в клеточку» и более плоские.
      Разные гибриды были — с кузовом 24 и салоном 24-10, но 24 торпедо. И наоборот — двери с утопленными ручками, спереди и сзади 24-10, а салон старый, и т.д. В общем, ставили то, что было. Это, между прочим, ко всей продукции ГАЗа относится, и к 21-м. Отсюда огромное количество модификаций. Гибриды иногда называют общим индексом 24-01.
      Еще не надо забывать, что Бронницы могли для генералов спецсборкой заниматься, причем очень неплохо делали. Там же знаменитых «ослобыков» сваяли из Чаек 13-х с обвесом от ЗИМа. Такие тоже должен помнить. Про них даже в сети есть инфа.
      http://www.yaplakal.com/forum14/st/8525/topic291179.html?hl=%26%2365533%3Bentry6275138
      А могли и просто на обычную Волгу 24-ку персональную привинтить новое оперение, фары, фонари и даже салон. Особенно, под «правильные» номера. Такое практиковалось и тогда.
      Гораздо интереснее — силовые установки этих машин. Потому что один очень хорошо знакомый нам с тобой персонаж, по долгу службы на многих из них работавший, и знавший всю ГБшную автокухню изнутри, при жизни утверждал, что существовали, например, Волги с фордовскими двигателями (6-ми и 8-ми) и упорно называл их Волга-Капри. И утверждал, что были и с мерседесовскими моторами вместе с коробкой. И с роторными ВАЗовскими тоже. Нет причин ему не верить…
      В любом случае, на некоторых необычных Волгах вместо обычной балки передней подвески с продольной растяжкой вперед и буксирной петлей на ней, стояла совершенно другая балка — сварная из двутавра, с буксирной проушиной горизонтально поперек. Эта балка была серого цвета (окрашена), явно расчитывалась под какой-то «объемистый» и тяжелый мотор над ней и сильно выдавалась вниз, по сравнению со стандартной. Такая машина при мне была разбита влобовую прямо на Пушкинской площади, на ней точно стоял Чайковский мотор, сварная балка и широкие колеса какие-то.
      Но на других машинах с явно необычным мотором вся передняя подвеска была обычной.
      Выхлопные трубы тоже у них были разные. У кого-то — как у настоящих «дублей» сведены в одну в стандартном месте. У других лишняя вторая (левая) труба заканчивалась в районе заднего моста изогнутым «гусем» вниз — зимой особенно хорошо пар был виден. На знаменитой машине 00-07 МАС обе трубы были гордо выведены назад по бокам бампера, и впридачу, снабжены 31-ми хромированными насадками.
      К сожалению, идентифицировать их моторы не могу, а тогда не удосужился рассмотреть, а теперь — только гадаю.
      У этих Волг еще много чего интересного было. Например, неразрезные мосты, похожие на Чайковские, бензобаки, сваренные из двух нижних частей с проставкой, и сильно выступающие вниз, тонированные темно-зеленые и темно-коричневые стекла, всевозможная аппаратура связи в салоне и багажнике, кондиционер, те самые, экстремально шипованные зимние колеса и совершенно другие дверные замки под ключ крестом. Номерные кассеты с массивным хромированным окладом под три номерных знака с управлением тросиком из салона. Эти атрибуты «догонялок» перекочевали потом и на 31013, о чем другой, ныне здравствующий их бывший водитель неоднократно нам повествовал. Многие из характерных деталей использовали и водители обычных машин. Например, псевдокассеты под номера, безо всякой смены, но с обширными хромированными планками регулярно встречаются на Волгах даже сейчас!
      Мне в году 1988 примерно довелось в качестве пассажира проехаться на аутентичной (вероятнее всего, МВД-шной) серой 24-24. Внешне представляла собой абсолютную копию 24-ки без каких-либо отличий. И в салоне ничего не отличалось, даже третья (неработающая) педаль была и болтался без дела рычаг КПП, потому как коробка переключалась тросиком с ручкой в управлении печкой. Номера были ММЖ, начинались на 8. Водитель сам сказал, что «дубль» и подрабатывает. Под бардачком на специальном крепеже стояла обыкновенная телефонная трубка с витым проводом и кнопкой. Зеленая, от телефона RFT. Машина была в предпоследней стадии ушатанности, в лучшем случае семерила, если не пятерила, но все равно бодро разгонялась. Эпоха этих замечательных советских штучных монстров для «сильных духом» мужчин с холодной головой явно заканчивалась, хотя из динамика трубки еще что-то вещало порой.
      Вот так то!

  2. Алекс:

    Великолепно!!!. Я аж прослезился от 7 части. Так и есть. Молодец!

Добавить комментарий

Highslide for Wordpress Plugin