Новая биография знаменитого «Жука»

Февраль 6th, 2012 по Евгений Хапов Оставить ответ »
Прототип VW Жук в музее в Аутоштадте

Один из последних прототипов проекта KDF в музее VW на территории Аутоштадта

Малоизвестные страницы биографии легендарного VW «Жука» заставляют по-новому взглянуть на вклад «автора» — Фердинанда Порше, и даже на самого «крестного отца» народного автомобиля — бесноватого Гитлера.

Подобно многим шедеврам конструкторской мысли, автомобиль VW KDF («Жук») нельзя отнести к результатам работы одной личности.

Идея его создания многие годы зрела и витала в умах сразу нескольких инженеров, конструкторов и даже одного политика-диктатора. В этой связи в биографии автомобиля то и дело вскрываются новые странички и факты.

К примеру, по праву одним из отцов-основателей этого автомобиля может считаться малоизвестный в наши дни инженер и конструктор Йозеф Ганц, чье самое полное жизнеописание, связанное с прославленным «Народным автомобилем», совсем недавно собрал в увлекательную книгу журналист из Швейцарии Пауль Шилперурд.

Вот что удалось нарыть въедливому и упорному представителю четвертой власти:

Прозорливый Ганц

Йозеф Ганц

Йозеф Ганц на водительском месте "Майского Жука"

Йозеф Ганц родился в еврейской семье в Венгрии и с детства был увлечен техникой.

После переезда семьи в Германию во время I Мировой Войны он служил в войсках технического обеспечения. После окончания войны увлекся конструированием мотоциклов и автомобилей.

Затем вдохновился модной идеей создания легкого автомобиля доступного широким массам по цене мотоцикла, и в 1923 году разработал его первые эскизы.

В дальнейшем он развил свою идею в проектах компактных автомобилей с центрально расположенным двигателем и практичным приводом на задние колеса. Затем, уйдя в журналистику, возглавил автомобильный журнал Моtоr-Kritik, превратив его в трибуну для критики тяжелых старомодных автомобилей и пропаганды новаторской концепции народного автомобиля.

Майский Жук родился

Вскоре Ганц был приглашен в фирму Аdler, где по его проекту был построен прототип Maikafer (Майский жук), имевший «хребтовую» раму — трубу, к которой крепились, мосты и кузов, а сзади в блоке с коробкой передач — двигатель.

Пауль Ширперурд

По немецкой традиции, заднемоторный "Майский Жук" с фальшивой радиаторной решеткой сохранился до наших дней. За рулем - журналист Пауль Шилперурд

Но вскоре источник финансирования иссяк и проект был закрыт, а Ганцу было разрешено использовать ходовой прототип в качестве личного автомобиля.

В 1932 году глава мотоциклетной фирмы Standard, увидев прототип Maikafer, заказал Ганцу аналогичную модель, но уже с закрытым кузовом.

Через год на автосалоне в Берлине был представлен первый образец народного автомобиля Standard 500 с кузовом, изготовленным из листового текстолита.

Стандарт Супериор

Непосредственный предшественник "Жука" - Стандарт Супериор имел все черты будущего народного автомобиля и рекламировался как проект Kdf

Из соображений строжайшей экономии готовящейся к войне Германии, стальными были оставлены только крылья и крышки капотов, на которых уже начинал угадываться характерный декоративный рельеф, названный в дальнейшим «Вольфбургским гребнем и ставшим вскоре фирменным для стиля «Жука» — волнообразный рельеф, проходивший по оси продольной симметрии.

Стандарт Супериор

На замечательном рисунке Антона Крошечкина серийный Стандарт Супериор изображен на фоне Бранденбургских Ворот

Через год последовало изменение дизайна, и прототип Standard Supererior стал длиннее, получив еще по одному боковому окну, а также второй ряд сидений в виде миниатюрного детского диванчика.

Этот автомобиль уже рекламировался как народный автомобиль и имел все формальные признаки облика будущего VW KDF: обтекаемую форму, согласно рекомендаций Пауля Ярау и основные формообразующие линии большого радиуса (это был язык эпохи Арт Деко), выразительной дугой прижимавших автомобильчик к дороге.

Дьявольское «благословение»

Известно, что Гитлер сам автомобиль не водил, но был его фанатиком и находился под влиянием идей Форда, был хорошо знаком с Порше, который к тому времени имел опыт работы с легкими автомобилями Zundap и NSU.

Фердинанд Порше и первый "Жук"

Фердинанд Порше и самый первый "Жук", еще под названием Typ60

Впечатленный его способностями, Гитлер встретился с конструктором и изложил свое виденье «народного автомобиля», а также набросал несколько вариантов его компоновки и дизайна (напомним, что диктатор имел образование архитектора и неплохо рисовал).

Протоип Жука в музее VW

Один из прототипов "Жука" хранится в музее Volkswagen в Вольфсбурге

Особо подчеркнув в конце встречи, что автомобиль не должен стоить более 1000 марок, Гитлер удалился.

Порше остался прибывать в недоумении, ибо не был уверен, что автомобиль, мог быть таким дешевым, но за работу взялся.

В целях экономии ему многое пришлось заимствовать из собственных ранних проектов и использовать отдельные решения коллег Ледвинки (Tatra), Ярау (Maybasch) и Ганца (Standard).

VW Kaefer

Ранний VW Kdf в варианте люкс с хромом также сохранен в музее VW

В этой работе гений Порше проявился как блистательное руководящее и организующее начало.

Также, имея доступ к архивам таких репрессированных конструкторов-евреев, как например, Румплер, Порше пользовался и их идеями.

К концу 1935 года первые образцы VW: седана V1 и кабриолета V2 с алюминиевыми кузовами на деревянных каркасах были построены.

Так выглядели "Жуки" первого послевоенного выпуска

Через год их заменили кузовы из стали, а вскоре Гитлер пышно и помпезно заложил завод, объявив, что серийная модель, прототипом для которой послужит Porsche Тyp60 (стиль и дизайн которого консультировал австрийский конструктор Эрвин Коменда из кузовного отдела фирмы Mercedes), будет выпускаться под аббревиатурой «Kdf», но началась Война и завод занялся производством военных автомобилей типа кюбельваген, а затем снарядов «Фау1», за что и подвергся ковровой бомбардировке союзников.

В итоге проект VW вполне мог кануть в лету и превратиться в артефакт Третьего Рейха, но симпатичный автомобильчик уцелел, доказав всем, что хорошему автомобилю вовсе не обязательно быть дорогим и помпезным.

Автор Никита Розанов, акварель Антон Крошечкин, современные фотографии Евгений Хапов

Реклама

1 комментарий

  1. Виктор:

    Очень познавательная статья, с удовольствием прочитал, спасибо!

Добавить комментарий

Highslide for Wordpress Plugin