В кабине орбитального «Бурана»

Январь 16th, 2015 по Евгений Хапов Оставить ответ »


Приборная доска полноразмерного макета орбитального корабля Буран для тренировок экипажа поражает малым количеством навигационных приборов. Она больше похоже на интерфейс тогдашних вычислительных машин.

Это не удивительно. В конце 80-х Советская космонавтика создала вычислительный шедевр космического масштаба. Корабль, способный взлетать, выходить на орбиту, стыковаться с орбитальной станцией Мир и совершать посадку в полностью автоматическом режиме. Почти так же, как сегодня, большей частью «на автомате» выполняют полеты обычные пассажирские самолеты.

Сам себе памятник

Это наша история. Такая, какая есть — без прикрас и условностей.

Полноразмерный макет Бурана на Байконуре. На нем космонавты отрабатывали управление кораблем.

Можно долго диспутировать на тему, был ли проект Энергия-Буран успешным, составил бы он конкуренцию Шаттлам, сколько бы прожил и насколько наш многоразовый орбитальный корабль был безопасен. В перестройку мы потеряли многое — даже единственный летавший в автоматическом режиме корабль, все недостроенные и полностью построенные, но неподготовленные к реальным полетам челноки. У нас остались только макеты.

«…а стыд остался»

Один из них установлен на Космодроме Байконур. Внутри и снаружи все ровно так, как и у настоящего челнока. Все элементы кабины — реальные, потому можно представить, в каких условиях должны были пилотировать корабль его обитатели.

Отлично видна конструкция каркаса лобовых окон. Поражает обилие литых фрезерованных деталей. Каждая поверхность - со следами мехобработки.

Кабина весьма просторна. В ней штатно было установлено четыре кресла — слева впереди командира, справа — помощника командира, за ним правее — борт-инженера, а посередине — специалиста. Если сравнить количество пространства здесь с теснотой внутри капсулы обычного «Союза», кажется что сюда без труда можно было бы усадить человек 10-12. Носовая часть бурана имеет два этажа. На первом — аппрартура управления и навигации, а также отсеки для отдыха экипажа. Над ними, собственно, кабина. Внутрь кабины ведет два небольших люка в полу. Основной, за спиной командира и резервный, позади борт-инженера. Вся носовая часть отделена от грузового отсека единой переборкой. Собственно, проникали в кабину через нее-же, из грузового отсека. Посмотреть на груз пилоты Бурана могли через окно в задней стенке кабины.

Вид назад из кабины. За герметичным иллюминатором - нутро грузового отсека корабля с имитацией полезного груза - спутника. Сверху - створки грузового люка.

Большой-большой самолет

Посмотрите на органы управления орбитером. В принципе, они не отличаются от самолетных — те же педали, передовые для 80-х джойстики вместо штурвалов, секторы режимов двигателей. Правда, кресла в этой кабине не «бурановские», а от туполевских пассажрских самолетов. Настоящее кресло Бурана переехало отсюда в музей.

Рукоятки управления режимом двигателей. Привычные, самолетного типа

Пилоты орбитальных кораблей Буран с самого начала был разделены на две группы — гражданские и военные. Обе команды интенсивно готовились к полетам. Обе породили немалое количество именитых летчиков-космонавтов. Единственный слетавший в космос корабль 1.01 программы Энергия — Буран был полностью разрушен под обвалившимся потолком монтажного комплекса Байконура. Многие из его несостоявшихся пилотов также ушли из жизни слишком рано. От всей программы «живой» осталась только ракета-носитель Энергия и несколько макетов. Слава Богу, хотя бы по ним можно составить представление о том, какого масштаба был проект.

Место работы борт-инженера. Тоже не слишком много приборов

Командир корабля имел также свой набор рукояток управления двигателями

Один из самых достоверных кораблей — «второе» по-настоящему космическое и полностью собранное изделие 1.02 «Буря» находится в МЗК, является собственностью Казахстана и увидеть его невозможно. Его массово-габаритный макет, и есть тот корабль, в кабине которого довелось побывать. Недостроенный на 50% объект 2.01 «Байкал» в конце концов переехал с берега Химкинского водохранилища в Жуковский, и его можно увидеть на авиасалонах МАКС.

Оборудованный не ракетными а турбореактивными двигателями (и взлетавший по-самолетному) самолет-аналог БТС-002 ОК-ГЛИ после долгих путешествий по миру и мытарств с собственниками обрел покой на немецкой земле в авиамузее города Шпайера. Видимо, ему повезло больше всех, и для него выстроен грандиозный персональный павильон. Его безмоторный «братик» БТС-001 ОК-МЛ-1 тоже принимал участие в полетах, но исключительно на «спине» больших транспортных самолетов Ан-226 «Мрия» и ВМ-Т. Он создавался для отработки транспортировки челнока от места сборки к месту старта.

Много тумблеров, лампочек и газоразрядные индикаторы. Счетно - решающее устройство с технологией 80-х

Долгое время именно он красовался на набережной Парка Горького, недавно его перевезли на ВДНХ, поближе к павильону «Космос» и королевской ракете. Есть еще полноразмерный макет в городе Королев, и все. Все, что относится к системам подготовки к запуску и самому старту комплексов Энергия-Буран на Космодроме Байконур пришло в полный упадок или разрушено. Вся грандиозная система монтажных столов, подъемников, транспортировочных модулей и сборочные корпуса сегодня не более чем тысячи тонн металлолома, распоряжается которыми другое госудаство. Тем ценнее, на мой взгляд, возможность по-настоящему прикоснуться к истории. Такой, кажется, недавней, но неумолимо ушедшей.

Реклама

2 комментария

  1. А.В.:

    Большое спасибо за публикацию.
    Все верно.
    За исключением одного. Внутренний вид кабины Бурана, абсолютно не соответствует реальному прототипу!
    Сделано из того, что попалось под руку…
    Ощущение, что просто пригласили художника-декоратора с киностудии, показали рисунок и попросили сделать что-то похожее.
    Но даже похоже не получилось……
    Мне доподлинно известно, что одна из реальных приборных панелей и оверхед с множественными табло типа ТС-5м, находится у одного коллекционера в Крыму. В его же частной коллекции есть и прототип шасси Луноход-1, КБ имени Лавочкина. Это шасси гоняли на искусственно созданном полигоне лунной поверхности в Школьном, что под Симферополем.
    Просто очень жаль, что такие вещи находятся в закрытых частных коллекциях и не доступны всем!!!!!

    • Евгений Хапов:

      Вполне возможно. Меня мягко говоря удивило малое количество пилотажных приборов, и в интернете есть фото куда более оснащенной кабины. Но работники музея утверждают обратное — что именно таким и был интерьер Бури. Как бы там ни было, оценить хотя бы инженерный уровень самой конструкции, масштабы там можно. Даже то, что осталось впечатляет.

Добавить комментарий

Highslide for Wordpress Plugin