Паровозный музей Дирингхаузен

Январь 18th, 2010 по Евгений Хапов Оставить ответ »
Плакат в депо Дирингхаузен

Плакат на стене депо в немецком духе. Надпись означает что-то наподобие "работайте безопасно, потому как жизнь - неплохая штука"

Каждый раз, оказываясь в европейском «матерланде» и «фатерланде» железнодорожной техники – Германии, я стараюсь попасть в какое–либо из интересных мест. Как правило, это различные узкоколейки или старые депо, в которых организованы музеи.

В этот раз мне довелось посетить музей в пригороде Дюссельдорфа, небольшом городке Дирингхаузене.

РАЗВОРОТНЫЙ КРУГ

Собственно говоря, раньше депо Дирингхаузен обслуживало пригородные поезда. Затем, как и многие другие паровозные депо, стало музеем, большая часть экспонатов которого стоит под открытым небом. Получается так, что на станции Дирингхаузен и в музее-депо можно наблюдать все виды пригородного подвижного состава за последние сто лет — от старых паровозов до современных рельсовых автобусов, каждые полчаса останавливающихся на станции.

Интересны планировка и расположение депо. Железнодорожная станция здесь построена

Подъездной путь депо Дирингхаузен с уклоном

Путь от депо к станции идет в гору. Уклон серьезный. Слева - подпорная стенка, справа - дома местных жителей.

значительно выше самого поселка, а депо в низине. От станции к депо ведет единственный полукилометровый подъездной путь с приличным уклоном. Вряд-ли в паровозные времена такой подъезд к депо радовал машинистов, зато теперь на поворотный круг и многочисленные экспонаты можно полюбоваться с крутого откоса станции, охватив одним взглядом

Вид на музей Дирингхаузен с высоты пасажирской станции

Вид на поворотный круг с высоты пассажирской станции.

весь музей и прилегающие постройки.

Самая разнообразная техника украшает этот музей. Мне из патриотических соображений больше других приглянулся красавец-

Паровоз 52 серии в депо Дирингхаузен

Живой, хотя и потрепанный kriegslok 52-й. Попавшие по репарации после Великой Отечественной к нам, эти паровозы назывались ТЭ.

паровоз 52 серии. Не смотря на далеко не идеальную внешность, машина «живая» и ожидает реставрации с полным приведением в порядок.

Побывать внутри веерного депо всегда интересно. Тем более если оно действующее. Депо выглядит ровно таким, каким оно было 30 и 40 лет назад.

Внутри депо дирингхаузен. паровозы

Пространство внутри веерного депо используется по-максимуму. Между "большими братьями" идет работа над маленькими котлами и машинами.

Паровозы стоят стройными рядами. Некоторые просто в рабочем состоянии, другие в ремонте, третьи отреставрированы настолько хорошо, что даже дух захватывает.

Помимо паровой техники в депо немало и мотовозов. Каждый – действует. В стенах депо полным ходом

Паровая машина. Ремонт

На этом паровозе 41 серии ремонтируют левый золотник. Шток с золотником сняты

идет капитальный ремонт и реставрация вагонов и локомотивов. Всем этим, конечно, занимаются энтузиасты, но судя по объемам работ, наподобие ремонта котлов или замены золотников и поршней машин, их тут собирается немало! Мне довелось побывать в

Золотниковая камера паровоза

Если заглянуть в золотниковую камеру, можно увидеть посередине шесть крупных прямоугольных отверстий, к которым подводится пар из котла, а вблизи и вдалеке - два "кольца" трапециевидных отверстий, через которые пар поочередно поступает в цилиндр - спереди и сзади поршня. Сильная ржавчина видна в тех двух местах, где золотниковые уплотнения терлись по зеркалу камеры.

депо в выходной. В безлюдном помещении стояли лишь локомотивы, лежали запчасти. Время остановилось в этих стенах. Наверное, чтобы вновь рвануть

Паровозное колесо. Пассажирский паровоз

Почти двухметровое ведущее колесо пассажирского паровоза. Изящное, даже воздушное. Машина тоже разобрана - шатунам меняют втулки, золотникам - кольца.

вперед там, где за высокими воротами ослепительный солнечный свет. Пассажирские паровозы удивляют своими ведущими колесами, диаметром под два метра. Не смотря на повсеместный ремонт, каждая машина тщательно смазана, а на стеллажах вокруг покоятся многочисленные запчасти — поршни, кольца, золотники с штоками, клинья, тормозные колодки,

Мотовоз Ко 6020 1937 года выпуска, депо дирингхаузен

Мотовоз Ко 6020 1937 года выпуска, вполне исправный

подшипники, арматура, в общем — все, что только можно представить. Пускать сюда наших любителей паровозов опасно — у неравнодушных к этой технике может случиться сердечный приступ от бесконечной зависти. И от того, насколько буднично и обыкновенно ковыряется усатый мастер в чреве мотовоза 1937 года рождения. Забегая вперед скажу, что подобных машин здесь не менее пяти. Возраст паровозов и того больше — 60, 70, 90 и даже 100 лет! Самый почтенный и самый

Паровоз исторический Дирингхаузен

Этот красавец словно вчера выкатился из ворот завода. И не скажешь, что ему 100 лет!

ухоженный паровоз Theo4 выглядит так, словно изготовлен вчера. Он сверкает идеально ровными боками, зеленой и красной краской, новой латунной арматурой и полным комплектом литых заводских табличек. Между прочим, немецкие механики иногда отступают от исторической аутентичности, утепляя трубопроводы старых машин вполне современным черным чулком. Сделано это аккуратно и общего впечатления не портит.

Вагон пригородного сообщения Дирингхаузен

Знаменитые вагоны пригородного сообщения паровозной эры. Теперь им на замену пришли мотрисы с проходом по всей длине состава, а раньше пассажиры могли перемещаться вдоль вагона и переходить в соседний, ступая по доскам внизу и держась за поручни. Скорости были соизмеримы с пешеходными и считалось, что это безопасно.

Помимо локомотивов, внутри депо присутствуют разные вагоны — от простых платформ с углем до редких товарных, служебных и пассажирских. Некоторые только в начале реставрации, другие выглядят под стать паровозу Theo4.

Вагон пригородного сообщения с изогнутыми боковыми стенками полностью доведен до ума. И снаружи, и внутри он соответствует заводскому облику начала века.

Интерьер пассажирского вагона начала века. Депо Дирингхаузен,

Внутри пассажирского вагона белый верх, желтый низ. Кругом крашенное дерево, но при этом - электрическое освещение, угольное отопление и стоп-кран в каждом вагоне.

Далеко не в каждый экземпляр можно залезть — большинство паровозов и мотовозов снабжены табличками с просьбой не заходить в кабину. Однако, пассажирский вагон не только доступен — для посетителей сооружены специальные лесенки, внутри горит свет, и можно достоверно ознакомится с условиями, в которых путешествовали немцы сто лет назад. Надо

Паровоз серии 52 в депо Дирингхаузен

Необыкновенно знакомый профиль, не правда ли? Шатуны сняты и прикручены тут же, а шатунные шейки ведущей пары заботливо покрыты смазкой и обернуты картоном. По всему депо рельсовые плети на стальных шпалах - мне такие раньше не встречались.

полагать, ехать им было довольно тряско — у вагона лишь одна ступень подвешивания, рессоры жесткие, а сиденья — обычные деревянные лавки. Любопытно, что торцевых тамбуров, равно как и сквозного прохода вдоль всего состава у этих вагонов нет. Для перехода из вагона в вагон служили приделанные на всю длину по низу обеих сторон широкие деревянные доски, а под окнами — сплошной пояс поручней. Низкие скорости передвижения позволяли пассажирам выполнять на ходу почти цирковые трюки.

Выйдя на свет божий, обнаружил парочку термос-локомотивов, т.е.

Бестопочный паровоз Катрин в Диринхаузене

Этот бестопочный паровоз имеет собственное имя Катрин. За ним - кирпичная подпорная стенка, а над ней - маневровые пути пассажирской станции.

бестопочных паровозов для работ в пожароопасных условиях. Один из них имеет собственное имя Катрин!

Еще раз полюбовался красавцем 52-м, и обследовал парковые пути станции наверху. Наиболее интересный экспонат там — шестиосный транспортер с клепанной рамой, также ждущий заботливых рук реставраторов.

ОЖИВШИЙ ЭКСПОНАТ

Я искренне считал, что увиденного уже через край — как никак побывал в настоящем депо, пощупал руками локомотивы всех видов тяги, порадовался за немецких любителей железнодорожного дела и в очередной раз подумал, что нашим железнодорожным боссам подобное сохранение истории и во сне не снилось.

От грустных мыслей меня отвлекло тарахтение дизельного мотора, доносящееся со стороны того самого спуска от станции к разворотному кругу. Бело-зеленая мотриса остановилась на путях депо. Из нее вышла немногочисленная группа посетителей. Следующая команда желающих прокатиться уже ждала рядом.

Автомотриса Дирингхаузен

Вот такая красавица отвезла нас на тридцать лет назад.

Представьте себе, всего за 7 евро этот дизельный агрегат понес нас в крутую горку к станции и дальше — до городка с названием Bielstein. Да еще как бодро! Мотриса в прекрасном состоянии, совершает ежедневно два-три прогулочных маршрута по немецкой провинции, немецкие железнодорожные фанаты всех

Переезд Дирингхаузен

Двое в оранжевых жилетках с флагами обеспечивали безопасность на переездах. Ответственный подход!

мастей вот так, запросто на ней путешествуют, а жители окружающих наш маршрут санаториев и спа-курортов приветливо машут руками.

Музейный маршрут проходит по второстепенной ветви, постоянного движения на которой нет. Однако, чтобы

Конец музейного маршрута в Дирингхаузене

Конец пути! Дальше - только на паровозах пару раз в году. Малодеятельная ветка закрыта на ремонт пути. Окрестности городка Бильштайн. Не здесь ли родина известных амортизаторов?

попасть на нее, необходимо проехать несколько километров по главному ходу. Здесь наш дизель — вагон показал невиданную прыть, и почти не отстал от регулярного дизель-поезда 644 Talent.

Затем магистраль остается в стороне, а наша мотриса начинает петлять между деревень и

Силовая установка мотрисы Дирингхаузен

Немецкий рецепт быстрой езды. Две оси, два мотора, две гидропередачи, 300 киловатт!

холмов Северного Рейн-Вестфаллии. Несколько раз трасса пересекает небольшие шоссе. На переездах из нашего дизеля выбегали два человека с флагами и, перекрыв дорогу, пропускали мотрису дальше. Процедура неизменно повторялась каждый раз, не смотря на то, что дисциплинированные немецкие водители и без того покорно останавливаются на переезде при виде поезда.

Искуственная занятость Дирингхаузен

Поскольку музейная ветка отключена от основного хода, один из ассистентов с флагом имитирует искусственную занятость пути нашей мотрисой для того, чтобы мы не попортили график регулярных дизелей. Его голова возвышается над шкафом путевой сигнализации.

Достигнув конечной точки, водитель сменил кабину, и мы покатили обратно. Для того, чтобы не помешать графику снующих по основному ходу дизель-поездов, мы снова немного подождали окна и дождавшись его, успешно занырнули к разворотному кругу депо.

Поездка закончилась, рельсовый автобус развернулся на поворотном круге и занял свое место возле депо.

Салон дизельной мотрисы музея Дирингхаузен

Внутри - обычный вагон, больше всего похожий на широкий трамвай. Оба поста водителя ничем не отделены. Единственное ограничение - запрет на разговоры с водителем. Два расположенных под полом дизеля изрядно нагревают салон, и на стоянке внутри жарко.

Разошлись туристы, водитель мотрисы тоже ушел, а я сделал напоследок еще пару фотографий богатой коллекции путевых знаков, старых семафоров, предупредительных дисков и прочих элементов сигнализации, выставленных у входа в музей.

Путевые сигналы музей Дирингхаузен

В музее Дирингхаузен собраны элементы старой путевой сигнализации со всей дороги.

АВТОР ЕВГЕНИЙ ХАПОВ

6-осный транспортер на станции Дирингхаузен

Шестиосный транспортер с клепанной рамой - настоящий красавец из прошлого. До него руки реставраторов еще не дошли.

Все тексты, опубликованные на сайте www.khapov.ru, защищены законом об авторском праве. Любая частичная или полная перепечатка опубликованной информации запрещена.

Реклама

Добавить комментарий

Highslide for Wordpress Plugin