Рублёвка

Январь 26th, 2010 по Евгений Хапов Оставить ответ »
Кран водопроводный

Рублёвское шоссе обязано своим появлением обыкновенной питьевой воде

«Рублёвка». Это понятие стало синонимом верха благополучия, принадлежности к сильным мира сего, к его блеску, власти и собственному, весьма замкнутому, миру. Тем не менее, исторически Рублёвка прежде всего – шоссе в деревню Рублёво, которая, кстати, находится в стороне от шуршащего банкнотами и залитого ксеноновым светом Рублёво-Успенского шоссе, к которому и приклеилось знатное имя.

ДВЕ ДОРОГИ В РАЙ

Потому Рублёвским это шоссе зовется лишь в черте города, а за 500 метров до МКАДа делится на две дороги – короткую и прямую к деревне Рублёво и более длинную, извилистую и узкую правительственную спецтрассу к селу Успенское, нанизавшую на себя вереницу таких известных поселков, как Барвиха, Жуковка, Калчуга, Горки-2. Нынешнее Рублёво-Успенское шоссе возникло в XVI веке как путь в Звенигород. Земли вокруг него издавна принадлежали представителям правящей элиты, которые ценили окрестные просторы за необычно холмистый рельеф и обилие чистых рек, сосновых и дубовых рощ. В доперестроечные времена во многих автомобильных атласах Рублёво-Успенское шоссе вообще не указывалось!

Кстати, на старых картах деревня Барвиха написана через букву «о» — рядом с ней был бор.

Помните трогательный мультик 1967 года про паровозик из Ромашково? Это тоже окрестности Рублёвки, вернее – узловая станция Усовской пассажирской железнодорожной ветки, едва не павшей жертвой скоростной Рублевки-дублера. Однако, речь не об этом.

Рублёвское шоссе начинается сегодня как-то нелепо – с узкой и совсем не парадной развязки на Кутузовском проспекте. Единственная дань значимости – наличие знака главной дороги, не смотря на крутой поворот.

Но так было не всегда.

ВСЛЕД ЗА ВОДОЙ

Водозабор Рублевской водопроводной системы

Так выглядел водозабор в селе Рублево в начале ХХ века

Вряд ли многие едущие по Рублёвке знают, что существованием этого шоссе внутри города мы обязаны… лично князю Голицыну и водопроводу, вернее – целой водопроводной системе!

Дорога к селу Рублёво, стоящему на высоком берегу Москвы-реки, появилась в 1902 году вместе с постройкой Рублёвской водопроводной станции. Прямая как стрела, она шла и идет до сих пор вдоль главной трубы магистрали – от водозабора в Рублёво до резервуара на Воробьёвых горах. К постройке водопроводной системы непосредственное отношение имеет губернатор Москвы, князь Голицын и начальник московского водопровода Н. П. Зимин. По сути, им принадлежат идеи спрямления излучины Москвы-реки вблизи родового имения князя Архангельское, определение точки водозабора в селе Рублёво, трассировки питьевой магистрали и расположения главного накопительного резервуара на Воробьевых горах. Пятидесятиметровая отметка резервуара над средней высотой города позволила получить отличный напор безо всяких водокачек.

Вот по этому пути и пролегло Рублёвское шоссе. Мы с вами попробуем повторить его маршрут или просто отследить его по карте.

В далеком 1912 году начиналось оно в самой высокой точке Воробьёвых гор – чуть левее смотровой площадки, если стоять лицом к Университету. Собственно говоря, старый кирпичный резервуар,

Главный резервуар Рублевской системы

Недалеко от смотровой площадки на Воробьевых горах виднеется за забором оголовок старинного водяного резервуара Рублёвской водопроводной системы.

расположенный на «макушке» Воробьёвых гор хорошо виден и сегодня. Его торец, некогда выходивший на шоссе и украшенный замысловатой архитектурной композицией вы можете увидеть за забором и неплотной растительностью, стоит лишь пройти пару-тройку сотен метров от площадки в сторону Метромоста.

Дальше трассу Рублёвки в сторону нынешней Мосфильмовской улицы ликвидировали в 1950-53 годах во время строительства Университета.

Одно из преданий гласит, что Сталин повелел украсить московский храм студентов яблоневым садами. Вплоть до пересечения Мичуринского проспекта с Университетским, старая трасса Рублёвки покоится где-то под этими садами. Однако, косая часть фасада дома 6, к.3 по Университетскому проспекту, равно как и проходящая мимо него одна из проезжих частей этого проспекта-бульвара по направлению к Мосфильмовской улице снова в точности повторяют линию Рублёвки. Трасса водовода наискось пересекает многие современные улицы и районы, и потому, слово «наискось» в нашем маршруте встретится еще не раз.

Мы можем легко пересечь Мосфильмовскую улицу и спуститься в пойму Сетуни по части шоссе, которое именуется улицей Улофа Пальме. После пересечения с ул. Довженко, трасса водопровода и бывшего правительственного тракта отлично просматривается сначала в виде дворового проезда, а затем – как широкая тропа без растительности, по которой мы с вами без труда придем к Старому Рублевскому мосту через Сетунь.

Мост сохранился по сей день, хотя проезд по нему запрещен, ввиду аварийного состояния. Еще через пару сотен метров, после пересечения безымянной асфальтовой улицы, мы попадем к бывшему переезду через пути Киевского направления. Само собой, переезда давно нет, однако по другую сторону железнодорожных путей, мимо мечети и асфальтовой дорожки на территории Парка Победы проходит заметная выемка, в которой шоссе некогда спускалось к путям.

Пройдя по выемке и обойдя мечеть слева, попадаем на широкую Минскую улицу. На противоположной ее стороне снова часть старого шоссе – косой проезд, ведущий к Староволынской улице.

Тут надо сделать отступление, ибо мы подошли к самой интересной части путешествия. Лес, который огибает 90-градусным углом Староволынская улица, скрывает территорию ближней дачи Сталина в Кунцево.

ДОРОГА ВОЖДЯ?

Во времена Сталина Кутузовского проспекта не было, и путь из Кремля на ближнюю дачу пролегал по Арбату, Дорогомиловской улице и спецтрассе вокруг Поклонной горы вплоть до самого Волынского леса. Кажется очевидным, что и свита вождя пользовалась этой дорогой.

Однако, опираясь на свидетельства еще живых очевидцев, могу утверждать, что и путь правительственных кортежей мимо Дома на набережной, по Калужскому шоссе, до нынешних площади Гагарина и улицы Косыгина, по исторической Рублёвке был задействован. Кто пользовался этим маршрутом? Мой источник утверждал, что как минимум — Берия.

Когда-то Рублёвское шоссе проходило недалеко от здания дачи. Теперь вокруг исторического строения лишь подъездные дорожки, и чтобы увидеть продолжение шоссе, нам с вами придется обогнуть лес, а вместе с ним и дачу Горбачева справа, по Староволынской улице и Староможайскому шоссе.

Следующий отрезок исчезнувшей Рублёвки – Славянский бульвар возле дома № 1. Опять-таки наискось пересекает наш маршрут Кутузовский проспект, а ориентиром подземного водовода, а с ним и направления шоссе, служит аллея высоких деревьев, которая в скорости приведет нас опять к бывшему железнодорожному переезду, теперь уже через пути Белорусского направления. Здесь осталось больше следов пересечения, так как заменивший переезд путепровод построен относительно недавно – в 1960-х. Кстати, путепровод вполне официально именуется Рублёвским шоссе, как и отрезок от него до Филевской линии метро.

Наземная Филевская линия метро разорвала движение по Рублёвке в 1965 году, а сохранившийся по другую сторону станции метро Кунцевская фрагмент шоссе – последняя часть нашего маршрута. Вливаясь в улицу с названием Дублер Рублёвского шоссе, старая узенькая Рублёвка вновь становится правительственной спецтрассой, расширенной до шести полос и уже ни чем не напоминающей зловещие сталинские времена.

Дальше – абсолютно прямая стрела дороги, равно как и водная магистраль под ней, через неполных 8 км приведет нас к крутому берегу реки, где более ста лет назад князь Голицын и инженер Зимин положили начало самому древнему из ныне действующих подмосковных водопроводов.

Путешествуя по трассе Рублёвки в действительности или только умозрительно, при помощи карты, вспомните разные её времена – от простой дороги для обслуживания водовода, через ставящие на уши всю охрану сталинские вояжи, до брежневской страсти к быстрой езде и дней сегодняшних, в которых, не смотря на власть больших денег, все намного проще.

АВТОР ЕВГЕНИЙ ХАПОВ

Все тексты, опубликованные на сайте www.khapov.ru, защищены законом об авторском праве. Любая частичная или полная перепечатка опубликованной информации запрещена.

Реклама

3 комментария

  1. paulkuz:

    Отличный текст! спасибо за подробную трассировку!
    Вчера гулял с друзьями рядом с территорией павильона Москворецкого водопровода — масса впечатлений и вопросов, на которые нашел ответ в вашей статье.

  2. Был на старорублевском мосту и заинтересовался откуда это название вдали от рублевки
    Огромное спасибо за познавательную статью.

  3. Vika:

    Помню мне бабушка рассказывала про какую-то дорогу на воробьевых горах, я тогда ничего не понимала. Недавно гуляла там и вдруг стало интересно что за дорога была и где. Спасибо за статью, помогает нам сохранить наше прошлое.

Добавить комментарий

Highslide for Wordpress Plugin