Стоп-кран эволюции метровагонов

Декабрь 31st, 2009 по Евгений Хапов Оставить ответ »
Опытный состав из вагонов типа И первой серии

Опытный состав из вагонов типа "И" первой серии на Таганско-Краснопресненской линии

Представьте себе: Москва середины 70-х годов ХХ века. Поздний вечер, станция метро Тушинская. Ждем прибывающего поезда где-то в конце платформы.

Даже звук его (в тоннеле) был необычен. Вид же поразил всех немногих пассажиров. Блестящий металлом корпус почти шестиугольной формы с оранжевой полосой, необычная кабина машиниста с большими стеклами, низкорасположенные фары головного света по углам граненой «морды». Долго бежали за далеко уехавшим хвостом  (состав был из трех вагонов).

Салон вагона типа И первой серии

Интерьер вагона метро типа "И" первой серии. Планировка, хорошо знакомая по прежним моделям, а вот ширина прохода заметно больше, благодаря шестиугольному сечению вагона и задвинутым в дополнительный объем сиденьям.

Внутри запомнилось сходство планировки с интерьером обычных вагонов. Необычными были поручни, плафоны люминисцентного освещения и сильно утопленные в изгибе стены сиденья. Проход показался очень широким (+10 см в сравнении с вагонами типа «Еж»). Но больше всего удивила плавность хода и звукоизоляция, бесшумный ход через стрелки и непривычный свист тиристорного управления. Пневмоподвеска и принудительная вентиляция уже тогда позволяли избавить вагоны метро от привычного грохота и скрежета. И еще запомнилось отсутствие кабины в промежуточном вагоне. Бескабинных «номерных» промежутков  тогда еще не было.

Конечно, это был первый состав из метровагонов серии «И». Спустя многие годы я узнал подробности истории этого состава. Интересно, что мне довелось прокатиться на нем именно по Таганско-Краснопресненской линии, а не по кольцу, где вагоны по описаниям обкатывались с пассажирами значительно чаще. Очень жалко, что вагоны эти не сохранились. Если и не могла наша промышленность перейти тогда на выпуск вагонов из легких сплавов (я уверен, что просто не хотела), то сохранить тот первый, еще не до конца вылизанный состав надо было хотя бы для музея. В депо Красная Пресня сохранился состав второй серии, и промежуточный вагон от третей, а от первых алюминиевых вагонов не осталось ничего. На немногочисленных фото в интернете вагоны первой серии окрашены оранжевой краской, однако я отчетливо помню металлический алюминиевый цвет поверхности их кузовов.

Метровагоны типа И второй и третьей серии, сохранившиеся в депо Красная Пресня.

Головные вагоны типа "И" второй (вдалеке) и третьей (оранжевый вблизи) серий. Ближний вагон сохранился в депо Красная Пресня.

Между прочим, появление (вернее, не появление массовых) вагонов серии «И» можно считать ключевым моментом в истории подвижного состава московского метро. Алюминиевая сварная конструкция кузова (-3 тонны веса всего вагона и вдвое более легкий кузов в сравнении с вагонами серии «Е»), пневмоподвеска, шестиугольная форма (+30 пассажиров), тиристорное управление с рекуперативным торможением, запланированное полностью автоматическое управление ведением поезда, пятикратное удешевление сборки кузова, в сравнении с тем же типом «Е» — многое ли из этого перечня есть у современных вагонов? Появись бы тогда подобные серийные вагоны, наш метрополитен не выглядел бы сегодня столь архаично и удручающе. По крайней мере, был бы задел для нормального эволюционного развития метротехники.

Помню как звучали тогда обещания грядущей замены подвижного состава, запуск регулярного движения с пассажирами к Олимпиаде 1980 года. Шестиугольные вагоны появились даже на этикетках спичечных коробков, на рекламных плакатах  и на первых полосах газет, но…

Формально проектировщики нового алюминиевого вагона не смогли уложиться в более жесткие требования пожаробезопасности. Фактически же, причиной непринятия вагонов «И» в серию стало обычное нежелание чиновников того времени менять всю технологию производства и идти хотя бы в ногу со временем. На дворе был самый разгар социалистического застоя и кто-то в министерстве положил руку на стоп-кран…

Конечно, некоторые наработки были применены потом, при создании вагонов серии «Яуза». Однако, двадцать лет метровагонная индустрия почти никак не развивалась. Результат — сегодня мы с вами довольствуемся в большинстве случаев обычными «номерными» вагонами, которые не смотря на более — менее современное управление, идеологически недалеко ушли от допотопных «Е»-шек. Несколько поездов тупикового проекта «Яуза» и плохо подходящие для пассажиропотоков «тяжелого» московского метро «Русичи — Скифы» не в счет. Реальный массовый вагон московского метро — все тот же номерной, читай сильно модернизированный тип «Е». Специалисты, конечно, укажут на десятки и сотни нововведений каждого из поколений «номерных», однако рядовому пассажиру, просто едущему внутри, не отличить с точки зрения комфорта даже самый последний «номерной» мытищинский вагон от переделанных на манер «номерных» на ЗРЭПСе и курсирующих по той же Таганско-Краснопресненской линии старых «Еж» родом из начала 80-х. Тряские и шумные, они сильно контрастируют с вагонами европейского метро, и самое печальное, что скорой замены им не предвидится — на дворе кризис, и снова, даже при наличии современных технологий и дешевых импортных комплектующих, массовая модернизация подвижного состава откладывается на неопределенное время. Или надежда есть?

Глава московского метрополитена публично пообещал к 75-летию метро (15 мая 2010 года) показать на Сокольнической линии три опытных вагона новой серии 81-760. Не модернизированные «номерные» 6К, а новую разработку. На метрофоруме говорят о неокрашенной полированной нержавейке и прибавке ширины в 8 см. История сделала 35-летний виток? Дай то Бог, чтобы этот трехвагонный состав лег в основу качественно нового московского метро и не повторил печальную судьбу памятного «И» из моего детства.

А посмотреть, каким будет принципиально новый метровагон, не дожидаясь 15 мая можно здесь:  http://metroblog.ru/post/2657/

АВТОР ЕВГЕНИЙ ХАПОВ

Подробнейшее описание метровагонов серии «И» смотрите на сайте «Метротранс»: http://metrotrains.narod.ru/type_U.htm

Все тексты, опубликованные на сайте www.khapov.ru, защищены законом об авторском праве. Любая частичная или полная перепечатка опубликованной информации запрещена.

Реклама

3 комментария

  1. driver75:

    Эти вагоны НИКОГДА не обкатывались с пассажирами.

    • driver, как бы там ни было, обкатка это была, или нет, но от Тушинской до Баррикадной мы в этих вагонах проехали. Я еще многие детали запомнил, о которых не написал. Не могу точно вспомнить только год, хотя и это, при большом желании, можно восстановить.
      С уважением,
      Евгений Хапов

  2. Картограф:

    Ложная память она такая, да!
    Какие ваши доказательства?

Добавить комментарий

Highslide for Wordpress Plugin