П-образные рельсы для «девятки»

Январь 1st, 2010 по Евгений Хапов Оставить ответ »

В этом материале накопленный мной опыт использования старых рельсов при создании небольших макетов.

П-ОБРАЗНЫЙ ПУТЕВОЙ МАТЕРИАЛ PIKO ТИПОРАЗМЕРА «N»

Я неоднократно встречал неудовлетворительные отзывы о качестве рельсов PIKO и не могу с этими отзывами не согласиться. Речь идет о рельсах для «девятки». Понятно, что при низкой цене путевой материал не может быть качественным. Понятно, что сегодня рельсов такого профиля и с таким принципом соединения не выпускают.Все это совершенно справедливо приводит к тому, что моделисты от этих рельсов отказываются. Тем не менее, есть возможность добиться неплохих результатов и с «гэ-дэ-эровским» путевым материалом (что делать моделисту, если протяженность давно накопленных путей измеряется сотнями метров?)

ПРОФИЛЬНЫЕ ОДНОЗНАЧНО ЛУЧШЕ!

Прежде всего надо оценить две вещи: насколько доступным будет путь на макете (захотите ли вы регулярно протирать его для надежного токосъема) и подвижной состав с колесами какого типа вы будете использовать. Маленькая высота реборды многих современных моделей вызовет проблемы на маленьких радиусах и стрелках, так как PIKO и другие производители во времена П-образных рельсов выпускали колесные пары со значительно более высокими ребордами. Колеса с низкими ребордами будут проваливаться на крестовинах и стрелках.  Другими словами, если у вас много подвижного состава с ребордами малой высоты, лучше используйте современный «флекс» или просто профильный рельс, заменив пары или уменьшив высоту реборд у старых подвижных единиц. Проблем будет на порядок меньше!

Для тех, кто все же решится применить П-образ, самое первое правило — если планируется применение рельсов на серьезном макете, то необходимо до минимума сократить количество собираний-разбираний пути. В идеале – новые рельсы (наименее использованные и хорошо сохранившиеся) первый раз уложить на макете, и никогда их больше не «беспокоить». Беда старых рельсов PIKO «N» заключается в том, что они изготовлены из крайне неэластичных материалов и после малейшего изгиба практически не поддаются выравниванию. Точно так же деформируются уже после первого соединения стыки. В них появляется хоть и небольшой, но люфт. Приводит это к плохому (а чаще — никакому) контакту и в результате огромных потерь, через 15-20 стыков локомотив останавливается.

При относительно небольшом диаметре колес и отсутствии (как правило)  какой либо амортизации, частый дефект — сход с рельсов на стыке. Происходит он из-за того, что  завод некачественно обрезал торцы рельсовых кромок, и они образуют уступы в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Также нередко встречается разница  в самой высоте рельса у разных плетей.

П-образный профиль имеет склонность к разгибанию нижней части «П» в месте стыка. Вместо П-образного он становится Л-образным, трапецевидным. Вставка соседнего рельса в таком гнезде не держится, а кроме того, образуется вертикальный уступ (из-за того, что ближайшее крепление к шпалам тоже разгибается, рельс поднимается вверх).

Из вышеперечисленного следуют второе и третье правила — в процессе сборки и закрепления пути на макете, тщательно проверить каждый стык. Добиться подгибанием плоскогубцами параллельности боковых поверхностей (лучше при вставленном соединителе) и совпадения профиля соседних отрезков, разогнуть лапки крепления к шпальной решетке, продублировать подвод тока несколько раз на протяжении каждого участка. Можно, конечно, пропаять весь путь, но кроме риска расплавить шпальную решетку, это может привести к еще большему искривлению пути. Я очень аккуратно подпаиваю одножильный провод-кроссировку к отогнутым вниз средним ушкам крепления рельсов к шпалам. При хорошо подогнанных стыках достаточно запитать рельсовые отрезки через один (в тоннелях — все подряд). Ушки затем загибаю обратно. В этом месте на твердом основании макета необходимо сделать углубление с отверстием (иначе рельсы в этом месте выгнутся вверх). В отверстие пропускаю провод. Стыки соединенных рельсов по возможности нужно просто загладить чем- либо твердым (хвостовиком сверла). Если уступ все же остался, обработать бормашинкой (обычным абразивным камнем). Стык не должен ощущаться пальцем. Я снимаю самый минимум с внутренних и верхних кромок выступающих рельсов на 0,5-1 мм по длине. Больше протачивать нельзя – на обточенном участке уничтожается защитный слой никеля, жесть рельса начнет интенсивно окисляться.

Обратите внимание на чрезвычайно тонкий слой никеля, покрывающего металл рельса. Его очень быстрое истирание при интенсивной эксплуатации макета и есть главная причина потери контакта и остановки поезда. Поэтому П-образные рельсы – для малоиспользуемых макетов.

Изгибы рельсов в вертикальной плоскости (начало и окончание подъема и т.д.) необходимо производить только прикреплением их к имитации балластной призмы на макете. Советую ни в коем случае не изгибать рельсы в руках (это приводит к непредсказуемым последствиям) и не оканчивать (начинать) спуски и подъемы со стыка, короткого отрезка пути или стрелки. Во всех этих случаях начало изгиба попадет на стык и образуется излом пути. Я подгоняю начало подъема на середину длинного отрезка или длинной кривой. Естественно, это делается на стадии проектирования пути макета.

ВНИМАНИЕ СТРЕЛКАМ

Требования к ширине колеи как на прямых, так и на радиусах в масштабе «N» не очень строги, т. к. у этого масштаба существенно увеличены (в масштабном коэффициенте) ширина беговой дорожки и высота гребня бандажа колес. Другое дело стрелочные переводы. Стрелки PIKO для «девятки» грешили разными отклонениями от необходимых размеров. Самый частый и наиболее легко устранимый — большая разница по высоте между рельсом и прижимающейся к нему переводной вилкой. В идеале, острие вилки должно плотно прилегать к боковому рельсу и плавно сходить «на нет». В реальности этому мешают толщина и высота торца, с которого начинается  смещение колеса вбок. Я слегка подгоняю эти параметры, добиваясь соответствия по высоте, и затачиваю как хороший ножик острие переводных рельсов. Иногда приходится подгибать ус вверх, и тут надо следить за нижней его полкой, по которой катится на стрелке реборда. Слишком высокое его положение приводит к тому, что колесо подпрыгивает при въезде на ус. По моим наблюдениям, почти все сходы поездов с рельсов на стрелке происходят именно при подпрыгивании колес на неровностях.

Такой неровностью (и в вертикальной, и в горизонтальной плоскостях) иногда становятся места перехода вилки (или рельса) в изолирующие отрезки. Несоответствия подгоняются подтачиванием или подрезанием выступающих частей.

Практически у всех стрелок наблюдается выпячивание вверх тех мест коренных рельсов, к которым прижимаются остряки переводной вилки. Место под остряк здесь организовано посредством сплющивания профиля рельса и при этом образуется значительная (до 1 мм) выпуклость вверх. Хотя это плавное выступание, его надо сточить до уровня коренного рельса надфилем или абразивным камнем бормашины.

Часто попадаются стрелочные переводы с изогнутой в вертикальной плоскости частью, где двигается переводная вилка, или с вилкой, изогнутой «винтом». Подгонка такой стрелки очень сложна, кропотлива и, как правило, не дает хорошего результата. Подобные стрелки еще и переводятся очень плохо. Такую стрелку целесообразно использовать где-нибудь на маневровых путях, т. к. скоростное движение через нее будет непрерывно сопровождаться авариями. Стрелки, как и рельсовые отрезки, желательно монтировать жестко только один раз.

Из-за чрезвычайно малой поверхности, которой ус стрелки прижимается к коренному рельсу, ток, подводимый к локомотиву через переводную вилку в момент прохождения по ней контактных колес вызывает сильное искрение и обгорание места прижима. Это происходит и из-за того, что вилка прижимается вбок с очень маленьким усилием. Конструктивно изменить здесь мало что возможно — цепей подключения вилки к коренным рельсам в приводе этих стрелок не предусмотрено. Добиться удовлетворительного контакта можно тщательной очисткой мест соприкосновения и четкостью срабатывания стрелки. В противном случае, короткобазные локомотивы, полностью умещающиеся на переводной вилке, будут с завидной регулярностью там «зависать».

У меня были некоторые мысли об усовершенствовании стрелок PIKO с помощью маленьких медных пластинок, подсунутых под коренные рельсы – подобное решение иногда встречалось раньше у других производителей. Вилка должна на них надвигаться и этим обеспечиваеть надежный контакт, но все это на стадии задумок. Из реальных рецептов — подключение вилки отдельным гибким проводом через дополнительное реле автоматического управления стрелкой (если автоматика присутствует на макете).

Для надежной работы не новой стрелки я советую один раз разобрать соленоидный привод и удалить оттуда пыль и следы нагара. Разбирать и собирать привод надо крайне аккуратно, и не перетянуть два крепежных винтика при сборке. Стрелочные переводы последних партий часто имели верхние металлические крышки, отштампованные неправильно (выходящими за габарит приближения), что при движении приводило к задеванию щек тележек локомотивов за угол крышки рядом с движком. Такой угол я стачивал надфилем до нормального размера.

Стрелки являются самым требовательным звеном всего пути по отношению к ширине колеи подвижного состава. И расширение и зауживание колесной пары приводит к «зажиманию» её на крестовине и неизбежному сходу с рельсов. Если нет контрольного приспособления, можно использовать самую новую стрелку и, прокатывая по ней колесные пары, наблюдать зазоры между рельсами, контррельсами, усовиками и гребнями бандажей. При этом пара не должна значительно приподниматься над плоскостью верхних головок рельсов.

Не смотря на врожденные недостатки и при всей простоте конструкции, эти стрелки могут вполне надежно работать на макете.

Английских стрелок заводского изготовления для этого путевого материала не было. Я соорудил такую самостоятельно, об этом – в отдельном материале.

ГЛУХОЕ СКРЕЩЕНИЕ

Торговой маркой PIKO кроме стрелок были выпущены глухие крестовины. Имея длину и угол скрещения как и у стрелки (15 градусов) и «вредное пространство» порядка 5 мм, эти крестовины при небольшом износе способны отправлять составы в разных направлениях по своему желанию, как целиком, так и отдельными вагонами и парами! Плюсом их является абсолютная нечувствительность к расстояниям между ребордами, и сверхнадежный контакт на пересечении, благодаря огромным латунным пластинам, которых так недостает стрелкам.

Если серьезно, то существует четвертое правило построения П-образного пути «девятки», которое тоже должно быть учтено при проектировании макета: никогда нельзя соединять левые и правые радиусы поворотов непосредственно друг с другом. Между кривыми разного направления обязательно необходим прямой участок, длиной превышающий базу самого длинного  локомотива на этой дистанции пути. Требование это вызвано конструкцией старых локомотивов «девятки», построенных на стандартном четырехосном шасси и многих других локомотивов с похожей конструкцией. Их тележки поворачиваются с заметным усилием и для возврата в прямое положение необходим прямой участок. По этой же причине нежелательно (хотя и не всегда) устройство стрелочных переводов и перекрестий непосредственно после кривых (особенно малого радиуса) без короткого выравнивающего пути. И если некоторые высококачественные стрелки выдерживают доворот тележки без схода с рельсов, то перекрестия обязательно нуждаются в протяженном прямом пути перед ними. Тогда никаких проблем не возникает.

БОГАТОЕ ПОЛЕ ДЛЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Небольшое замечание, касающееся путевого хозяйства. Из-за компактности привода стрелочных переводов, габарит приближения строений применительно к стрелке проходит непосредственно по обращенной к рельсам стороне крышки соленоидов и движку ручного перевода. В связи с этим невозможна маскировка привода стрелки никаким способом, т. к. даже незначительный слой «зелени» на этих деталях вызывает застревание локомотивов и вагонов при движении по прямой. Единственной альтернативой является изготовление других стрелочных станков с переносом приводом под макет.

Железнодорожных переездов заводского исполнения для П-образной «девятки» никогда не встречал. Сооружение своими силами самого пересечения рельсового пути с покрытием автодороги обычно не вызывает затруднений. Необходимо только помнить о большом допуске на внутреннее расстояние между ребордами. Как правило, просветы для реборд на макете переезда колеи «N» получаются значительно шире, чем рельсы. Иначе есть риск наезда реборды на имитацию дорожного покрытия. Чтобы улучшить вид и скрыть просвечивающие шпалы, я заклеиваю просветы полоской тонкой бумаги во всю ширину, и окрашиваю бумагу в цвет дороги (почти всегда — это серый цвет). Ни в коем случае реборды не должны этой бумаги касаться, и поверхность полотна дороги не должна выступать над головками рельсов. Лучше, если наоборот.

Иногда автор решает совместить на одном макете рельсы разных производителей (и систем). Завод PIKO не выпускал переходников, но такие переходные участки выпускают почти все заводы-производители профильных рельсов.

Во всех каталогах трасс (независимо от типоразмера) прямой отрезок всегда сразу переходит в постоянный радиус без сопрягающей кривой переменного радиуса. PIKO не выпускал кривые переменного радиуса, но сопрягающие увеличенного имеются. Применение их на макете для начала и окончания поворотов значительно снижает количество сходов. Это требование и многие предыдущие требования «растягивания» переходных отрезков в конечном итоге приближают размеры макета к габаритам меньших масштабов. Отсюда следует неразрывная взаимосвязь увеличения масштаба и повышения точности и качества моделей.

И последнее, касающееся путей. Для надежного контакта и для уменьшения загрязнения колесных пар весь рельсовый путь макета надо хотя бы изредка протирать тряпочкой, смоченной спиртом. Особо окисленные места можно аккуратно протереть бензином, исключая его попадание на шпальную решетку.

АВТОР ЕВГЕНИЙ ХАПОВ

Все тексты, опубликованные на сайте www.khapov.ru, защищены законом об авторском праве. Любая частичная или полная перепечатка опубликованной информации запрещена.

Реклама

16 комментария

  1. simon nazaryan:

    Napisanoe avtorom-polnostju soglasen!!!i ne
    smotrja na vse eti defekti,piko v celom sdelanom s umom,kotoroe do six por ne mogut delat drugie firmi!!!Bravo nemcam!!!

    • Я бы сказал что старое PIKO для своего времени было вполне на уровне. Особенно, если рассматривать программу HO того же периода 1960-1980. «Девяточная» программа, если бы к 1980 не была свернута, скорее всего тоже получила бы рельсовый материал получше. Тем не менее, до сих пор у многих на макетах используется именно старые П-образные рельсы, равно как и аналоговое управление или лампы накаливания там, где сегодня неминуемо была бы «цифра» и светодиоды. Каждому временному периоду свое очарование!

  2. simon nazaryan:

    Vi pravi,kajdomu svoe vremja!!
    ja etim delom zanimajus uje 30 let i vsegda poluchaju ogromnoe naslojdenie-ja voobsheto 3 v odnom(kolekcioner,maketchik i restovrator) v ( HO,TT,N)i vse je ja daju svoe predpochtenie k modeljam s 1965-1990 g.g.Eto vse je drugoe.
    A u Vas kakoy tipo razmer?tolko N ?

    • Значит мы с Вами почти одинаково «больны» примерно одним и тем-же:) Я тоже около 30 лет собираю всё, что продавалось под торговой маркой PIKO в типоразмере N. Когда собрал весь ассортимент PIKO за годы существования программы N 1960-1980, стал немного покупать и другие, тематически близкие и тоже в N. Делал и макеты, многие экземпляры попадались «убитые» — реставрировал. Самодельные тоже есть. Мне период 60-х — 80-х тоже оказался более близок.
      Недавно случайно перепала по наследству небольшая коллекция PIKO в НО — тоже из эпохи 60-х. Так появился второй масштаб и новые горизонты реставрации :).
      А Вы откуда, если не секрет?

  3. simon nazaryan:

    Da mi tochno bolni xoroshey boleznju!!! i k sojaleniju ne vse ljudi ponimajut etu bolezn! ja nachal sobirat moju kolekciju shachala na TT,ne
    budu xvastovatsja kak delajut mnogie kolekcioneri,no pochti vse est,a potom menja zaneslo na HO,no ko vse modeljm imenno piko ne doshel,vagoni pochti vse,a potom uje na N pereshel,a takje imeju xoroshiy maket na N.Ochen mnogo u menja atributiki paznix stroeniy nachinaja s depo i konchaja zavodov.I mnogo restovrirovanix modeley kak vi pravilno virazilis-umershix,ja dal im novuju jizn i daje mojno skazat poluchshe smotjatsja,Ja ispolzuju kraski Revell-germany,i vse texnika aerografa i kistochek toje etoy firmi,takje imeju sami sdelanie raznie sorujenija dlja HO i TT,dlja N predpochitaju pokupat.Ja toje v odno vremja nachal pokupat chto popadalos v ruki,no potom peshil chto za vsemi firmami ne pogoneshsja,est modeli ot Brawa,lima,Fleshmann,Tilling,Bachmann,Roco,Kleinbann.i eshe nekotorix firm,no vse je kogda viju staroe Piko,daje kogd est eta model,ja ego opjat pokupaju,naverno vseje bolezn,mnogo probival,no opjat vse vremja xochetsja chtot eshe novoe kupit.
    A sam ja iz Armenii,jivu v Yerevane. mne 45 let.
    p.s.u menja sobstveniy dom,i ja doljen objazatelno postroit na mansarde(110kv.m)maket imenno na HO.
    chestno eto moja golubaja mechta!!

  4. simon nazaryan:

    Jenja ne nado zavidovat,esli kvartira malenkaja, mojno na dache sdelat esli ona u Vas est,a netu-vse vperedi-Day Bog kupite!! menja vse moi druzja Semoy nazivajut,udachi vam

    • Сёма, я по-хорошему завидую:)
      И у меня в планах тоже полноформатный макет примерно на 40-50 квадратов, правда в масштабе N.
      Дай бог и Вам осуществить задуманное!

  5. simon nazaryan:

    Jenja eto klass!! u menja maket N 2m na 1,i ja chestno vilojil na eto okolo 1,000 usd,no vse firmenoe Piko i Vero,tak chto Vam pridetsja po potet ,kak govorite polnoformatniy chtobi bil na 50 kv.m (usd ili evro)ne budu summu pisat vi sami xorosho znaete,ved stroenija na N doroje chem na HO,no eto budet ja bi skazal nomer 1 po vsey Rossii,i zaymet okolo 1 goda ejednevnoy raboti, kak minimum esli vse delat s 0.
    Ja seychas ne v Armenii,cherez paru mesjacov doljen poext k sebe na rodinu,i objazatelno prishlju vam fotki moego maketa,mojet gdeto vam prigoditsja pri postroyke .Ja svoe planiruju nachat v etom godu,i razmer budet primerno takoy ka vash ot 40-50 kv.m dlja HO i gde to 15-20kv ja xochu vseje udelit dlja TT,vseje ja nachinal s nevo i moi luchshie detskie vospominanija takja svjazano s Berliner TT Bahnom.
    Day Bog nam za nashe delo.
    S Uvajeniem
    Sema

  6. simon nazaryan:

    Evgeniy dobriy den

    Ja posilal na vash email foto moego maketa na N,no Vi naverno eshe ne smotreli,esli vam interesno posmotrite i ocenite moju rabotu.
    S uvajeniem
    Sema

    • Евгений Хапов:

      Simon, посмотрел фотографию макета. Сделано аккуратно, но вряд ли возьмусь всерьез оценивать его. Вообще-то я не профессиональный макетчик, мне скорее ближе всевозможные технические усовершенствования подвижного состава, хотя два макета я в свое время сделал. Оба они были небольшими и по степени достоверности похожими на Ваш, то есть полностью ассортимент старого PIKO, включая рельсы п-образ и большая часть стандартных же Пикошных локомотивов и вагонов. В какой-то момент я задумал и почти реализовал большой макет (1,5 х 2,5 м) но остановился по причине того, что вместо правдоподобной картины у меня на небольшом пространстве оказалось максимально возможное количество путей, стрелок, станций и т.д. В общем-то вопрос пространства — очень частая проблема любого железнодорожного моделиста, включая меня самого — впихнуть в скромный габарит максимум всего, чего только можно. Как я понимаю, и у Вас также.
      Такие макеты у профессионалов модельного дела имеют название «полигон», чем по сути и являются — хороший способ покатать составы не в «чистом поле», но на реальную дорогу они не похожи. Это так сказать, общая точка зрения, нисколько не порицание Вашего труда, потому как любой даже самый простой рельсовый овал на макете, это в любом случае большой и кропотливый труд, который осиливает далеко не каждый увлекающийся моделями и достойный только похвалы.
      Но если отбросить перегруженность пространства путями и стрелками, у Вас все сделано основательно, хотя я бы изменил всего два момента, которые не потребуют серьезных переделок, но сильно повлияют на внешний вид, отдалят макет от «полигонного» вида и придадут некоторым его частям того самого макетного шарма и притягательности. Оба момента относятся к текстурированию незанятого рельсами пространства. Я бы добавил рельефных неровностей — скальных пород, горушек, овражков и т.д., использовал бы для них «траву» и кусты и тем самым здорово бы оживил макет. Больших деревьев тоже можно добавить.
      И второе — в свое время я старался максимально прятать приводы стрелок как раз в такие небольшие возвышенности — холмики. Понятно, что все не спрячешь и п-образ Пикошный — не лучший на сегодня материал, а приводы вообще по сегодняшним меркам огромны и неказисты, но если постараться хотя бы самые видимые приводы попрятать в «кусты» и «зеленку», вышло бы заметно лучше.
      Еще слишком много для рельсового пространства подвижного состава, но это, как я понимаю, просто показ вашей коллекции и вряд ли реально их всех вместе катать.
      Но в целом — впечатляет.
      С уважением,
      Евгений Хапов

      • simon nazaryan:

        Jenja sbasibo za soveti,ja objazatelno sdelaju izmenenija na makete i prishlju vam novie fotki,esli chestno ,jalo chto vas netu po blizosti i mi na rastojani obshaemsja,ja bi vam pokazal vsja moju kolekciju na N ,na makete ja prosto ix vitovil tolko starie pikovskie modeli.
        seychas rabotaju nad dizaynom TT,i skoro u menja budet takje personalniy sayt.kotoriy takje oblegchit obsheniju.
        Nu do vstrechi
        S uvajeniem
        Sema

        • Евгений Хапов:

          Simon, буду с нетерпением ждать Вашего сайта. Вы решили к N добавить ТТ?
          Знаю многих, кто постепенно распространил свою коллекцию на все размеры, что не мешает в каждом из них собирать хорошие экземпляры.
          Есть местный сайт по N тематике — http://nscale.topf.ru/
          Там много интересного.
          С уважением,
          Евгений Хапов

          • simon nazaryan:

            Net-net,k tiporazmer N ni chego krome ego razmera ne budet,ja vam pisal,vi zabili,ja nachinal sobirat snachalo TT,potom pereshel na HO,a v konce lish na N,u menja v planax maket na TT gdeto 10-15 kv.m i eshe budet na HO okolo 25-30 kv.m,vse est prosto nado udelit vremja i sobrat..
            spasibo za sayt,ja znakom bil.
            Tak chto jdite novostey,esli u vas soxranilis fotki vashevo sobranogo maketa -budte dobri vishlite,interesno posmotret.
            S uvajeniem
            Sema

          • Евгений Хапов:

            Simon, фото макета к сожалению не сохранилось. Это очень давно было, тогда казалось что фото ни к чему. А с тех пор я практически только коллекционирую N. И тоже вроде масса всего есть, а нет времени для того чтобы полноценный макет построить.
            С уважением,
            Евгений Хапов

  7. igor:

    Евгений добрый день. Попал на вашу страничку после кропотливого поиска электричесой схемы подключения старых стрелок пико 9мм….Нигде нет, но почему то на вас поиск вывел…Может вы знаете как лучше подключить? Все сии действия только дл одного: я неколлекционер, не макетчик, не человек в теме. Просто увлекся потому, что ребенку нравится. Хочется для него сделать чтото такое, чо бы блеск в глазах не угасал
    Заранее спасибо вам за ответ

Добавить комментарий

Highslide for Wordpress Plugin