История ГАЗ-24 Волга

Декабрь 25th, 2010 по Евгений Хапов Оставить ответ »

Носаков Владимир НикитичВ этом году самому долгоживущему автомобилю нижегородского конвейера – 24-й Волге —  исполнилось сорок лет. О некоторых деталях истории 24-й Волги мне рассказал  Владимир Никитич Носаков – руководитель легкового производства ГАЗа вплоть до периода «борьбы с привилегиями» горбачевской эпохи.

Владимир Никитич, расскажите про появление 24-й Волги.

В начале 60-х задумали Волгу (21-ю) модернизировать, сделать и у нее крылья с козырьками как у Чайки, и много что еще интересного там было. И меня туда взяли в самое святое место завода – в художественно конструкторском бюро ГАЗа! Там разрабатывали детали оперения, снимали шаблоны с пластилинового макета, там потом делали 24-ку. С чистого листа!

21-я к тому времени уже заметно устарела. В 1964 появился новый

Ранние эскизы 24 Волги

Москвичевские мотивы довлели над художниками новой Волги. Слава Богу, что подобные увеличенные "Москвичи" не попали на конвейер!

408 москвич – угловатый и современный. Волга по сравнению с ним выглядела старомодно. В Москве высокие чины нам говорили: «ну что вы, горьковчане, ни чего нового не придумаете». А художники к тому времени перепробовали уже массу прототипов – один был просто увеличенным Москвичем 412, другие были полны американских мотивов. Рассматривались самые различные прототипы, работа

Эскизы ГАЗ-24 в американском стиле

В смелых эскизах с откровенно американским стилем рождались формы будущей 24-ки.

велась и то, что многие считают 24-ку начальной моделью, от которой потом произошли последующие модели, на самом деле совершенно не так. 24-я Волга – конечный результат долгого труда, работы над узлами, агрегатами и в первую очередь – внешностью, кузовом.

Но кузов кузовом, а под капотом что? Двигатель, подвеска, тормозные узлы, рама, радиатор, электрооборудование. Я все и размещал – аккумулятор, брызговики, лонжероны, то есть вся компоновка. Постепенно вырисовывалась эта машина – с гранеными оконечностями, собственным видом и пропорциями. Например, вначале свес передний был короче, наклон передней панели был вперед. Сделали свес подлиннее, более пропорциональный.

На прототипах и на первых серийных зеркала стояли на крыльях,

Книга об истории газ-24

В год сорокалетия модели Александр Лекае выпустил книгу, которая посвящена автомобилю. Вишневая машина на её обложке - серийный ГАЗ-24 в самом раннем исполнении.

потом левое перенесли на дверь, а правое осталось только для универсала 2402 там, где его и ставили изначально – на середине крыла. Мы боялись, что решетка «китовый ус» может на скорости быть препятствием для воздушного потока – экранировать. Оказалось  зря. И вот машина пошла в серию, замелькала на столичных улицах, понравилась – выглядела современно, возила комфортно. Статус завода заметно поднялся в глазах чиновников из госаппарата.

Потом, после того как началась работа по новой чайке, меня и к оперению её подключили. Тут внезапно на должности ведущего конструктора Чайки образовалась вакансия – мой предшественник ушел. Меня даже не спрашивали – пересадили туда, считая что я был уже готов. Так я стал ведущим конструктором по автомобилю Чайка ГАЗ-14.

Потом был начальником бюро компоновки легковых автомобилей, а потом, после Чайки, назначили главным конструктором легковых автомобилей вообще. То есть, при мне были разработаны ГАЗ 3102, 31029, 3105 и модификации 2411, 12, 13, спецмашины – 2434 – так называемые комитетские «дубли».

С 31-й машиной пришлось повозиться. Работа с ней была нормальная, так как мы готовили на самом деле 3102 как полную замену 24-й Волги на потоке. 24-ка свое уже отработала и хватит, сделали ей замену, своевременно. Никак не для параллельного выпуска с 24-кой, как потом получилось.

Подготовка замены была серьезной – фары, внешний вид, бамперы, багажник другой, это внешне. Шины, дисковые тормоза, гидровакуумный усилитель тормозов новый, форкамерный двигатель, интерьер полностью новый, сиденья принципиально другие — анатомические, бензобак за спинкой сиденья вместо привычного в полу багажника, запаска в нише на его прежнем месте. Все новое. Подготовили разные версии, в том числе – и традиционную

Волга газ-3102

Прототип 31-й Волги образца 1977 года. Практически такой она увидела свет. Фото взято на www.autowp.ru

такси.

Осваивать 31-ю Волгу было особенно тяжело, потому что было две позиции, тормозивших выпуск. Это тормоза и панель приборов. Дисковые тормоза – впервые на ГАЗе в машине этого класса применялись. Тормозные цилиндры делала Кинешма, панель приборов – Сызрань. Эти поставщики никак не могли раскрутиться – ни в количестве, ни в качестве. Выбраковка была 80%, да и то, что оставалось – тоже было не ахти. Держали нас на голодном пайке. Никак больше 2-3 тысяч в год не получалось. Обычную Волгу делали в год и 70 тысяч, а тут – никак! Были, правда, поначалу и технические проблемы – по тормозам, но их решили через год, и форкамерный двигатель – еле-еле получился. Потому что машины свежие шли в ЦК, там пока мы не наладили все как надо, драли три шкуры. Но, кроме двигателя все подтянули. Тут пошло – «давайте больше!», оценили её. И 31-я Волга приобрела статус элитной, генеральской. Это значит, что и госаппарат на ней ездил. И тут нашему министру на самом высоком уровне было сказано буквально так: «Мы не позволим, чтобы автомобиль, на котором будут ездить чиновники и генералы, одновременно работал и в такси». И 31-ю модель придержали в количестве.

А мощности то уже развернуты, опыт накоплен, обороты набраны. И вот, 2410 родилась: начинка от 3102, под старый кузов. Чуть-чуть переделали по мелочам салон, тормоза и все пустили на поток освоенное. Даже часть выпуска 2410 была с торпедо и салоном прямо от 3102. Тормоза хотя и барабанные, но двухконтурные, ручки дверные утопленные, шины бескамерные, то есть все, что для 31-й модели отработали уже. Это при мне.

А вторая волна при мне произошедшая – это как говорится,

2410

Вот она, Волга 2410, последняя модель ГАЗа, которая еще собиралась с должным качеством и была мечтой любого советского автолюбителя. Внешность 24-ки, а "начинка" - от невостребованной 31-й. После нее век Волг стремительно покатился к закату.

«доработались».

Машину (2410) наконец-то сделали изнутри современной, а внешне – все та же. И не пытались даже менять ничего, потому что половина шла в такси, половина в административно-хозяйственную систему. Что не брали на экспорт – мгновенно распространялось тут. Был план и распределение. И не было никакого азарта, никакого стимула что-то менять. Каждый день машины разбирают без остатка. Так их и производили, ничего не меняя. Штамповали и штамповали.

У меня по 31-машине вопрос – помню в середине 70-х на ВДНХ стояла бело-голубая машина на постаменте перед павильоном «Летающая крыша». У нее был какой-то экспериментальный V-образный двигатель, кажется 4-х литровый?

С V-образными 6-ти цилиндровыми моторами был эпизод, еще до 3102, разрабатывались прототипы для кузова 24-ки. Примерно 66-67 годы. Такие моторы разрабатывались, они даже прошли испытания, но производить их было некому. «Заволжане» — поставщики обычных «четверок» для Волги и больших «восьмерок» — не справлялись со своим планом, и для них постановка на конвейер нового типа мотора была просто неисполнима. Директива была, а организации производства – никакой.

Отчасти поэтому появился форкамерный двигатель —  не принципиально иной, а лишь имеющий другую головку и карбюратор. Он должен был удовлетворять и по нормам токсичности, был заводчанам ЗМЗ по зубам, хотя и его до намеченных программой объемов так и не довели.

Так вот, вернемся к истории 24-ки. Произошло то, что и должно было случиться при таком долгом производстве. В середине 80-х годов износились вконец кузовные штампы! По миллиону штамповок сделали, и забили тревогу – лечить можно один – два штампа, но когда весь поток…

А на заводе никто из генеральной дирекции не помышлял менять модель. Дошли даже до того, что собирались заказать за границей дублерные штампы – еще на миллион машин. Тут мы с коллегой просто восстали против! Потому что это еще на 20 лет! А был на дворе 1984 год, автомобиль безнадежно устаревал.

Готовой новой машины, прошедшей испытания, нет. 3102 – под «колпаком» ограниченного выпуска, что делать? У нас появилось решение, которое теперь не все хвалят, но тогда оно было спасительным для нас. Модель 31029!

Что она на самом деле представляла собой? Кузов 3102 на потоке (штампы свежие, все отработано), но бензобак не годится для универсала, для газобалонного оборудования такси. Поэтому вернули бак между лонжеронов в полу багажника, а чтобы генералов не дразнить, сделали ей оперение спереди спокойное. Вместо «острых» форм хромированного оклада – с простой пластиковой черной решеткой и оптикой от Москвича 2141 – тоже незамысловатой.

Подготовка была не очень большая, потому как все в основном освоено, и те, кто делал, сами же и ухмылялись – «как 24-ю брали, так и эту разберут». Какой стимул был делать что-то более кардинальное? Никакого!

Был невероятный спрос. Потому что основной покупатель её к тому

Газ 31029

Сохранив большей частью начинку, конструкторы перелицевали Волгу 3102, добавив к индексу цифру 9. Получилась хорошо знакомая, и внешне - далекая от прародительницы машина, спасшая на некоторое время газовский конвейер, но в итоге "убившая" легковое производство в Нижнем Новгороде. Фото взято на www.rostcars.ru

времени уже по 15-20 лет отъездил на 24-ках. Машина пошла в 1992, и пошла очень легко! Завод удвоил программу! В это время кризис середины 90-х подступил, таксисты и автохозяйства стали не получать машины по разнорядке, а покупать. Машина пошла в народ, стала семейной.

Завод (легковое производство) работал  в три смены без выходных суббот несколько лет, и выпуск возрос с 65 до 124 тысяч в год. Конечно, были вопросы с качеством, сегодня никто это не отрицает, как раньше. И красили без грунта, и прочее. Краской для одной машины красили две. Было!

Вот такая ситуация, когда годами никакого совершенствования, а только «давай больше», и послужила причиной того, что сейчас на легковом производстве осталась только Газель и ни одной обычной, действительно легковой модели.

Расскажите про историю 14- чайки. Как она приходила, что в ней любопытного?

Приходила автоматически – сделали 21-ю Волгу, занялись Чайкой 13. Сделали ее – занялись 24-кой. Выпустили 24, за ней Чайка 14. Но в эти этапы вклинивались другие проблемы – грузовое производство с его очень сложной  дизельной программой, под которое создали

Прототип газ-14 чайка

В этом экспериментальном образце новой Чайки центральная часть уже близка к тому, что пошло в серию, тогда как оперение в откровенно американском стиле кануло в лету. Фото взято на www.autowp.ru

собственную службу. Гнали воздушный дизель, в том числе и для грузовиков-автопоездов. Также выпуск БТР вмешивался – ведомства хоть и разные, но финансирование, планы-то общие. Опытное производство — узкое место было. Конструкторы могут напроектировать, а опытных образцов двигателей нет, потому что строили БТР 70. Это буквально 66, 67 годы.

По Чайке 13 особых претензий не было – машина была доведена, ни один генерал на нее не пожаловался. Но завод по своей инициативе начал работы по усовершенствованию. Был объявлен конкурс по усовершенствованию внешности, я в этом конкурсе принял участие не как дизайнер, а как конструктор. Дизайнеры в это время выжидали, ждали импульса, знали что не имеют конкуренции и все равно они будут делать машину. Среди десяти предложений мне дали первое место. В это время заканчивались работы по Волге, мне поручили делать оперение новой Чайки. Работы по ней раскрутились к 1970-му году, тогда меня и назначили ведущим конструктором. Первый и второй её варианты оказались неудачными, и в 71 – 72 годах начались опытные образцы, испытания. 14-я Чайка прошла этапы – неудачный и удачный.

Есть простая конструкторская аксиома – можно делать сколько угодно опытных разработок, но обязательно – три серии опытных образцов. Первую – чтобы узнать, как не нужно делать. Вторую, чтобы узнать как нужно, и третью – чтобы как нужно сделать. Так вот, мы все три этапа с 14-й машиной прошли. 13-я Чайка не устарела технически – повторюсь, никаких нареканий по ней не было. Просто была задача заменить помпезные формы на более современные. И хотели поначалу просто переодеть ее в новый кузов. Это был этап познания, как не надо, потому что сделали новый кузов на старой компоновке. Даже барабанные передние тормоза оставили.

Но у старого кузова капот, а под ним мотор —  высокие. Все навесное на нем было вторым ярусом, опускать капот ниже нельзя. Поставили задачу – линия капота на оси передних колес – метр от земли, как на Волге. Надо было на 100 миллиметров понижать капот. Ни радиатор, ни генератор, ни воздушный фильтр — ничего не умещалось. И все

чайка газ-14

Единственный серийный отечественный представительский автомобиль - ГАЗ-14 Чайка. Если и есть утраты, о которых нужно пожалеть, так это производственная линия представительских машин на ГАЗе, от которой перестройка и лично Горбачев не оставили камня на камне. Фото взято на www.autowp.ru

опустили. Генератор сбоку, радиатор положили на бок, с двумя боковыми вертикальными бачками, два вентилятора, все приводы в сторону от двигателя пустили. Брызговики передние были как на Волге, сделали их сферическими, а появившееся место заняли агрегатами, передок удлинили. Наконец, сделали новые макеты.

Узнали как надо. Но мотор кипел, коробка буксовала, 13-е агрегаты уже не тянут. В результате – половину трансмиссии и агрегатов переделали. А после этого и заменили подвеску на бесшкворневую, опять определили как надо. Замечания учли – крены убрали, расширив колею, подвеску перенастроили, ЗиЛовские шины поставили.

Третью серию сделали как надо, и испытания ее сразу прошли без замечаний.

Самая интересная история, касающаяся 14-й чайки – экспериментальная система впрыска на ней. Впрыск был отечественный, опытный. Столько с ним наопытничали, что в результате вернулись к двум карбюраторам. Мотор со впрыском то не заводился, то не глушился, а в этой машине элемент ненадежности должен быть исключен!

Работы закончились в плановом порядке, была заминка со штампами, и мы между 76 и 77 годами доводили комфорт до высокого уровня – появился кондиционер, навели лоск. И с 77 года она пошла в производство. И была без нареканий востребована до самой перестройки, до января 1989 года, когда из ворот завода выехала последняя Чайка. Вслед за ней, под предлогом борьбы с привилегиями, были уничтожены недостроенный автомобиль, вся оснастка и документация по модели. Очень жаль, выпуск 14-й Чайки был свернут тогда, когда мы как раз довели производство автомобиля до совершенства.

От себя замечу: Помимо самой Чайки, было уничтожено хорошо налаженное и перспективное, единственное  отечественное мелкосерийное производство представительского автомобиля. По  странной прихоти недальновидного Горбачева, лично повелевшего ликвидировать выпуск Чайки, в заводской программе оставили уже далеко не новую Волгу 2410 и ограниченно выпускающийся ГАЗ 3102. Попытка заводчан в середине 1990-х возобновить выпуск ГАЗ-14 Чайки не увенчалась успехом – на заводе не осталось ничего, связанного с автомобилем, а разработать подобный проект заново было уже экономически не выгодно. В 2008 году автомобилю ГАЗ-14 «Чайка» был присвоен статус культурно-технического наследия СССР.

АВТОР: ЕВГЕНИЙ ХАПОВ, РИСУНКИ: В. Н. НОСАКОВ

Все тексты, опубликованные на сайте www.khapov.ru, защищены законом об авторском праве. Любая частичная или полная перепечатка опубликованной информации запрещена.

 

Реклама

8 комментария

  1. Алексей:

    интересная статья. А чем сейчас живет ГАЗ?

  2. ГАЗ сегодня живет исключительно ГАЗелями и Соболем — облегченной машиной типа ГАЗели с ходовой от последней модели Волги. Кроме того выпускаются грузовики Валдай с кабиной опять же от ГАЗели. Не смотря на формальное наличие в программе завода Волги Сайбер (двойника Крайслер Себринг), автомобиль на самом деле не производится серийно. Мелкие партии собираются из оставшегося задела деталей. Когда он иссякнет, Волга Сайбер формально исчезнет из программы ГАЗа. Все разновидности Волг привычных — дальних потомков 24-ки полностью исключены из заводской программы в 2008 году в виду архаичности конструкции, хотя по индивидуальному заказу могут собрать любую из последних моделей.
    Таким образом, Волга привычная давно стала историей, Сайбер практически тоже и ГАЗ не производит сегодня серийно никаких Волг. Программа производства семейного седана ГАЗа закрыта, хотя формально ГАЗель — тоже легковой автомобиль.
    Завод во многом существует благодаря государственным вливаниям. Достигнуто соглашение с Даймлер-Бенцом о производстве на ГАЗе устаревшей модели грузовичка Мерседес, для чего Мерседес демонтирует линию их производства в латинской америке.

  3. Алексей:

    то есть у завода незавидное будущее. это очень обидно, потому что это гигант, на котором раньше работало очень много народа и это была огромная инфраструктура.
    спасибо за ответ

    • Возможно, будущее у завода и не столь мрачно — существует много планов на будущее, есть инвестиции и договоры. Я говорю «возможно» потому, что разнообразных планов и инвестиций уже было немало, однако к благополучию это не привело. Тем не менее, будущее у завода есть. Весь вопрос в том, что скорее всего массового легкового автомобиля (некоммерческого, а простого семейного) в обозримом будущем на ГАЗе не будет.
      С уважением.

  4. Владислав:

    В детстве у моего дедушки был какой-то альбом и в разделе «промышленность» тым была цветная фотография конвейера ГАЗа, с которого выезжала 24-я Волга…

    Спасибо за интересное интервью, так приятно прикоснуться к нашей истории, которая была рядом еще совсем недавно…

    • Владислав, между прочим, если Вы в Москве, можно пообщаться с самим Владимиром Никитичем. Он приезжает на каждую галерею Олдтаймеров в Крокусе. Вот недавно — неделю назад тоже был, презентовал книгу «24», написанную Александром Лекае. Охотно со всеми общается.
      С уважением!

  5. Сергей:

    Очень жаль что прекратили выпуск авто. ВОЛГА не смотря на то что она устарела но вить она была самым безопасным отечественным автомобилем до последнего!у самого ВОЛГА ГАЗ-24 1971 г.в.машиной очень доволен а с заводом ГАЗ думаю всё предрешено и от качества собираемой там продукции это не зависит просто в нашей стране он лишний как в принципи и все отечественное,скоро вся страна будет переведена на отвёрточную сборку импортного барахла .ОЧЕНЬ ЖАЛЬ.А В.Н. НОСАКОВУ БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ЛЕГЕНДУ ГАЗ-24!

Добавить комментарий

Highslide for Wordpress Plugin