Что такое лонжерон?

Февраль 12th, 2011 по Евгений Хапов Оставить ответ »

Лонжероны

Это слово часто произносят сотрудники автосервиса — той части, что занимается кузовным ремонтом. Им могут даже напугать неосведомленного клиента. Дескать, лонжерон того, ушел, и это плохо. Ну так и куда же и зачем ходит лонжерон? И что это вообще такое?

Между тем, все просто. Лонжерон — самая прочная, несущая деталь чего-либо. Иными словами, крепкая балка, к которой приделаны окружающие детали.

Лонжероны ГАЗ

Отдельно от кузова лонжероны - обычные коробы. Эти - от Волги. Технология построения кузова 50-х годов ХХ века допускала их несложную замену.

Глядя на рисунок слева становится понятно, что лонжерон — металлический профиль, то есть коробчатая балка. Проще говоря — труба прямоугольного сечения, проходящая через переднюю или заднюю часть кузова автомобиля (обычно они парные — левый и правый), или вообще насквозь — от переднего бампера до заднего. Эта деталь воспринимает все нагрузки от окружающих узлов — вес кузова, мотора, пассажиров. На лонжероны передаются и усилия от колес.

У самолета лонжерон — прочная, несущая часть крыла. К нему крепятся детали обшивки (те поверхности, которые видны снаружи) и висящий под крылом двигатель. Лонжерону крыла передаются все самые большие нагрузки в полете — подъемная сила крыла и тяга двигателей.

Рама

Красными линиями отмечены продольные элементы рамы автомобиля начала ХХ века. Это и есть лонжероны.

Но вернемся к автомобилям. Когда-то все автомобили имели раму. Продольные её части и назывались изначально лонжеронами. Для общей прочности их соединяли перемычками. Получалось очень похоже на лестницу. Такая рама поэтому называется лестничной. К раме приделывали колеса, мотор, и называли такую сборку шасси. Шасси могло ездить даже без кузова, который устанавливали сверху потом.

Сегодня лестничная рама, включающая два лонжерона, хорошо видна позади кабины у любого грузовика, у ГАЗели, например. Правда у грузовиков лонжероны рамы как правило не коробчатые, а имеют профиль положенной на бок буквы «П». Отдельную раму имеют и тяжелые джипы.

Подавляющее большинство легковых автомобилей строится без отдельной рамы. У них те самые продольные лонжероны интегрировались в пол кузова и стали его частью. Их  так и называли поначалу — машины с интегрированной рамой.

Лонжероны

Мощные коробы-лонжероны, отмеченные красным, видны хорошо, потому что на снимке абсолютно разобранный кузов. Когда на него установят двигатель, подвеску, крылья, капот и прочие детали, лонжероны станут не видны.

Так или иначе, лонжероны присутствуют в любом автомобиле, хотя если машина стоит на колесах, вы их не увидите. Зато их очень хорошо заметно при взгляде на днище автомобиля снизу — когда ваша машина на подъемнике.

Самый главный вопрос — куда уходит лонжерон? Как любая деталь, воспринимающая нагрузки, лонжерон может деформироваться. Может уставать и трескаться. Но в отличие от окружающих деталей — более тонких и менее значимых, положение и форма лонжерона определяет важнейшие параметры автомобиля. Это положение агрегатов относительно кузова (мотора, деталей подвески), линии разъемов кузовных панелей (дверей, крыльев), и так далее. Если к усталостным нагрузкам прибавляется деформация от аварии, дело плохо. Автомобиль с мятым крылом или дверью способен полноценно передвигаться. Если же удар при аварии проник вглубь кузова и достиг лонжерона, могут «поплыть» все важные размеры силовой конструкции кузова. От этого появятся неустранимые щели снаружи, и что гораздо хуже — нарушится геометрия подвески. Машина перестанет слушаться руля, начнет жрать резину или вообще возникнет риск разрушения силовой конструкции кузова — лонжерон лопнет.

Битый лонжерон

У этого автомобиля из Китая зелёным отмечен уцелевший правый лонжерон. Левый же (красные линии) в следствие стандартного краш-теста не просто согнулся, а оторвался от пола (красная стрелка указывает место разрыва). Перед вами автомобиль - убийца, его кузову место на свалке!

Именно поэтому кузовщики, осматривая битый автомобиль, в первую очередь выясняют, уцелел ли лонжерон, не сдвинулся ли с места. Небольшой увод лонжерона иногда можно поправить. По причине высокой прочности лонжерона, процедура эта выполняется на специальном стенде — каролинере. Для этого обычно нужно разобрать половину машины и далеко не всегда удается выставить все обратно. Лонжерон можно поменять, однако и это дорого и сложно. А главное, приварить лонжерон так же, как это делается на заводе, в условиях даже очень хорошего сервиса невозможно. Прочность полученного силового элемента будет заведомо ниже. Всё это говорит об одном — сильный удар при аварии и ушедший в следствии удара лонжерон — приговор кузову, который больше не обладает заложенной прочностью. Лонжерон рамы джипа или грузовика тоже можно поменять, хотя и это не просто. А вот легковой кузов с сильно уведённым лонжероном придется выкинуть. Хотя, литовские кузовщики-умельцы скорее всего возьмутся придать ему снова вид небитого. Весь вопрос — надолго ли?

Типичный пример развода на тему лонжерона на автосервисе

АВТОР: ЕВГЕНИЙ ХАПОВ

Все тексты, опубликованные на сайте www.khapov.ru, защищены законом об авторском праве. Любая частичная или полная перепечатка опубликованной информации запрещена.

No related posts.

Реклама

240 комментариев

  1. Ирина:

    Еще раз спасибо и один вопрос. Как вы считаете, Евгений, при таких повреждениях я смогу самостоятельно доехать до автосервиса, около 60, с места аварии уехала сама, 20 км?

    • Ирина, если колеса (задние) не зажаты поврежденными деталями кузова и машина нормально управляется, можете доехать. Тем более, что с места аварии вы до дома добрались, видимо без каких-то трудностей.
      С уважением,
      Евгений Хапов

      • тимур:

        евгений скажи оторванный лонжерон можно сделат самому в домашных условиях ?

  2. Ирина:

    Евгений, здравствуйте, прошла оценку авто, лонжероны не повреждены, сказали, что все сделают хорошо, теперь остается только ждать.

  3. Алекс:

    Спасибо за пояснения!!! Все очень понятно!

  4. Елена:

    Уважаемый Евгений! Страховая компания Альянс выплатила по ОСАГО на ремонт автомобиля около 50 000 рублей, а заплатила я 114 000. Стоимость деталей, лакокрасочных материалов и ремонтных работ оценена Альянсом примерно в 2 раза ниже. Нормо-час оценён в 700р., а фактически в сервисе он стоил 980р. Можно ли добиться доплаты от данной компании и как это сделать? Виновником ДТП был второй участник, а КАСКО у меня не было.

    • Елена, я могу посоветовать что-то только в той области, которой занимаюсь. Это технические вопросы устройства и ремонта автомобилей. Вопросами взаимодействия со страховыми компаниями я не занимаюсь.
      С уважением,
      Евгений Хапов

    • Владимир:

      После ДТП надо выполнить две важные процедуры. Первая. Пройти осмотр у оценщика, выбранного страховщиком и узнать во что он оценивает стоимость восстановительного ремонта. Второе. Определиться со стоимостью восстановительного ремонта на СТО. Если страховщик дает вам существено меньше прогнозируемых реальных затрат на СТО, то полезно обратиться в институт судебных экспертиз и сделать независимую (от страховщика) оценку ущерба. После этого можно получать от страховщика то, что он дает добровольно, ремонтироваться со своей доплатой и обращаться в суд в надежде выбить разницу из страховщика, или виновного в ДТП. Это главное. Мелочи: послать запрос в минюст с целью проверить оценщика страховщика на вшивость. Послать запрос в фондгосимущества с тем, что бы убедиться, что этот оценщик там зарегистрирован. Если этого оценщика нет в реестре — будет очень легко оспорить эаключение страховой ( на суде). Далее важны другие подробности — машина новая, или нет. Если да, то надо ремонтироваться на специализированном предприятии. Тогда страховщика можно заставить выполнить актуализвцию экспертизы. Заставить принять стоимость нормо-часа такой, как у вашего ремонтника….Это океан…Всего не пропишешь…

  5. марина:

    евгений, здравствуйте. у меня хендай солярис. я наехал на пень в результате чего погнул лонжерон правый задний. Геометрия кузова и настройки подвески не нарушены. По началу ничего не заметил. в кузовном центре блок-роско говорят, что нужно выполнять замену лонжерона. Однако, после наезда езжук уже почти три месяца. ивсе в порядке. следует ли мне соглашаться на замену. При этом сами мастера говорят, что данная деформация ни на что не влияет, можно ездить дальше.

  6. Ромка:

    передние лонжероны если,самостоятельно реально сделать?и насколько это тяжело и долго будет?автомобиль ваз 2106

  7. Светлана:

    Здравствуйте,Евгений! У меня лонжероны сгнили. Не все,а под багажником. И полы в плачевном состоянии. Сверху машина хорошо выглядит,а снизу ужас. Скажите,если её подварить, сколько машинка может ещё проездить? Очень уж я к ней душой прикипела,хочу продлить жизнь. Но на сколько получится,не знаю. Понимаю,что точно не скажешь,от езды зависит и ухода.Езжу не каждый день,не лихачу,за машинкой по технике слежу очень. Может хоть примерно подскажете — год,два,три…

  8. Алия Асанова:

    Уважаемый, Евгений!
    Добрый день!
    Хотелось бы уточнить небольшой вопрос. После случившегося ДТП Ниссан Тииды и Автобуса, если помните отправляла фото. красный Ниссан Тиида. Вопрос деликатный, дело в том, что ремонт был произведен. Но остались некоторые не понятные вещи. И сам вопрос: можно ли с помощью стенда как они говорят, проверить, был или не был ремонтирован лонжерон??? Сказали, что таким образом могут доказать это.

  9. Шамиль:

    Здравствуйте Евгений, моя машина пока стоит и я не отганял к мастеру, удар пришелся на правую сторону машины (приора) капот, фара , крыло бампер, поплыли двери они не открнываются и маленькая вмятина над дверьми, как думаете ушел ли ланжерон ?

  10. кена:

    Здравствуйте,Евгений! Если ланжерон ушел на 2-3 см,что вы мне посоветуюте делать!С/у Кена

  11. Светлана:

    Евгений! Мне не повезло! Досталась машина из Литвы со сваренным лонжроном. Чем это опасно в дальнейшей эксплуатации?

  12. Анна:

    Статья отличная! Все очень доступно и понятно! Спасибо! А то столько раз слышала про какой-то лонжерон, а понять не могла, о чем идет речь!

  13. Роман:

    Здравствуйте!
    Подскажите пожалуйста, если помята только начальная часть лонжеронов спереди, самому реально восстановить?
    Заранее благодарю.

  14. Гость:

    Спасибо за статью, очень познавательно.

  15. Мария:

    Евгений, добрый день!

    Помогите разобраться с таким вопросом.
    Машина — Гетц. Попала в аварию. Удар прямо «мордой» авто в боковину другого участника.
    Удар был не сильный, но повреждения внутри значительные. Именно внутри, потому что снаружи всего лишь чуть мятый капот и бампер.
    При разборе в сервисе обнаружили, что повреждены лонжероны. Страховая все согласовала и т.д. и т.п. Причем мастер, рассказывая мне об этом, велел не волноваться и типа все будет хорошо после ремонта.
    Можно ли верить его словам? Судя по Вашей статье, авто с поврежденными лонжеронами лучше продать. Или я как-то неправильно прочитала?

  16. Алексей:

    Евгений, скажите, можно ли эксплуатировать автомобиль, с поведенными лонжеронами, не опасно ли это? в сервисе сказали что повело не сильно. что посоветуете?

  17. Виктория:

    Здравствуйте Евгений! Я не давно попала в аварию,после оценки всех деталей у меня обнаружили правый лонжерон сложен в гармошку ,а левый пострадал но не так сильно. В это случае машина вообще подлежит восстановлению? Подскажите пожалуйста.

  18. Радик:

    у меня появились щели спереди на капоте,разница между правым и левым крылом и на решетке перед радиатором.Машину покупал в салоне 6 лет назад ,в одних руках не ударял,но попадал в ямы.Но в ямы же не я один попадаю при наших дорогах.Не подскажите отчего это произошло.Заранее благодарю.
    Машина шевроле-резо

  19. алексндр протвино:

    добрый день!я наехал на бардюр и переднее левое колесо помял и его прижало к крылу,руль крутить можно но колесо не дает.еще был удар задним колесом после чего меня отбросило.если смотреть сзади авто то задние колеса стоят не ровно а трапецией,что это значит?просто когда поднимали эвакуватором обнаружили что колеса расходятся в стороны.спасибо!

  20. Ирина:

    Евгений, здравствуйте. Спасибо за статью и разъяснения. Забрала автомобиль из сервиса после аварии (шкода октавия), в смете написано удлинение лонжерона/ устранение перекоса пер.лонжеронов. Скажите пожалуйста, как долго можно проездить на таком автомобиле?Или стоит сразу продать его?

  21. наталья:

    здравствуйте Евгений. я попала в аварию, машина у меня део нексия, две двери, крыша- помяты, переднее водительское колесо замяло в салон, открыли капот, ланжерон повело а так все цело и машина заводится. стоит ли мне ее ремонтировать?

  22. Александра:

    Евгений, в результате удара в правое крыло у киа спортэдж 2009 лопнул лонжерон в самом конце (или начале?), рядом с усилителем бампера. скорее всего нарушилась геометрия, тк изменились зазоры у задних дверей и машину немного тянет вправо. в такой ситуации лучше менять лонжерон или еще можно сварить и поправить геометрию?заранее очень благодарна за ответ

  23. Елена:

    Здравствуйте!
    Сдала машину в СТО. У меня ДТП. Виновник попал в левый угол. Работник просит деньги за дополнительные работы, якобы лонжерон стал гормошкой. Но ведь ремонт лонжерона, как я поняла из статьи, это основная его работа?

  24. Станислав:

    Здравствуйте,Первый раз попал в ДТП(не по своей вине). У меня кия сид 11г. На повороте на меня вынесло десятку, удар в левое колесо .Замято перед.крыло, разбит бампер,замято левая дверь(водителя).Колесо ушло назад.Когда разгреб снег ,видно порвало уши крепления спереди тяги (не знаю как ее называют (она тройная с шаровыми )Можно ли заварить эти уши???

  25. Роман:

    А подскажите пожалуйста,у меня ваз21099 на заднем с лева ланжероне появилась трещина,можно её к примеру просто подварить через накладки или всё таки придётся делать основательный ремонт.

  26. Арыстан:

    Здравствуйте! Попал в ДТП, после него спокойно доехал до дома, никуда меня не тянуло. Говорит ли это о том что с лонжеронами у меня все в порядке. Боюсь что мне накидают в сервисе. Заранее спасибо!

Добавить комментарий

Highslide for Wordpress Plugin