Что такое лонжерон?

12.02.2011 by Евгений Хапов Добавить комментарий »

Лонжероны

Это слово часто произносят сотрудники автосервиса – той части, что занимается кузовным ремонтом. Им могут даже напугать неосведомленного клиента. Дескать, лонжерон того, ушел, и это плохо. Ну так и куда же и зачем ходит лонжерон? И что это вообще такое?

Между тем, все просто. Лонжерон – самая прочная, несущая деталь чего-либо. Иными словами, крепкая балка, к которой приделаны окружающие детали.

Лонжероны ГАЗ

Отдельно от кузова лонжероны - обычные коробы. Эти - от Волги. Технология построения кузова 50-х годов ХХ века допускала их несложную замену.

Глядя на рисунок слева становится понятно, что лонжерон – металлический профиль, то есть коробчатая балка. Проще говоря – труба прямоугольного сечения, проходящая через переднюю или заднюю часть кузова автомобиля (обычно они парные – левый и правый), или вообще насквозь – от переднего бампера до заднего. Эта деталь воспринимает все нагрузки от окружающих узлов – вес кузова, мотора, пассажиров. На лонжероны передаются и усилия от колес.

У самолета лонжерон – прочная, несущая часть крыла. К нему крепятся детали обшивки (те поверхности, которые видны снаружи) и висящий под крылом двигатель. Лонжерону крыла передаются все самые большие нагрузки в полете – подъемная сила крыла и тяга двигателей.

Рама

Красными линиями отмечены продольные элементы рамы автомобиля начала ХХ века. Это и есть лонжероны.

Но вернемся к автомобилям. Когда-то все автомобили имели раму. Продольные её части и назывались изначально лонжеронами. Для общей прочности их соединяли перемычками. Получалось очень похоже на лестницу. Такая рама поэтому называется лестничной. К раме приделывали колеса, мотор, и называли такую сборку шасси. Шасси могло ездить даже без кузова, который устанавливали сверху потом.

Сегодня лестничная рама, включающая два лонжерона, хорошо видна позади кабины у любого грузовика, у ГАЗели, например. Правда у грузовиков лонжероны рамы как правило не коробчатые, а имеют профиль положенной на бок буквы «П». Отдельную раму имеют и тяжелые джипы.

Подавляющее большинство легковых автомобилей строится без отдельной рамы. У них те самые продольные лонжероны интегрировались в пол кузова и стали его частью. Их  так и называли поначалу – машины с интегрированной рамой.

Лонжероны

Мощные коробы-лонжероны, отмеченные красным, видны хорошо, потому что на снимке абсолютно разобранный кузов. Когда на него установят двигатель, подвеску, крылья, капот и прочие детали, лонжероны станут не видны.

Так или иначе, лонжероны присутствуют в любом автомобиле, хотя если машина стоит на колесах, вы их не увидите. Зато их очень хорошо заметно при взгляде на днище автомобиля снизу – когда ваша машина на подъемнике.

Самый главный вопрос – куда уходит лонжерон? Как любая деталь, воспринимающая нагрузки, лонжерон может деформироваться. Может уставать и трескаться. Но в отличие от окружающих деталей – более тонких и менее значимых, положение и форма лонжерона определяет важнейшие параметры автомобиля. Это положение агрегатов относительно кузова (мотора, деталей подвески), линии разъемов кузовных панелей (дверей, крыльев), и так далее. Если к усталостным нагрузкам прибавляется деформация от аварии, дело плохо. Автомобиль с мятым крылом или дверью способен полноценно передвигаться. Если же удар при аварии проник вглубь кузова и достиг лонжерона, могут «поплыть» все важные размеры силовой конструкции кузова. От этого появятся неустранимые щели снаружи, и что гораздо хуже – нарушится геометрия подвески. Машина перестанет слушаться руля, начнет жрать резину или вообще возникнет риск разрушения силовой конструкции кузова – лонжерон лопнет.

Битый лонжерон

У этого автомобиля из Китая зелёным отмечен уцелевший правый лонжерон. Левый же (красные линии) в следствие стандартного краш-теста не просто согнулся, а оторвался от пола (красная стрелка указывает место разрыва). Перед вами автомобиль - убийца, его кузову место на свалке!

Именно поэтому кузовщики, осматривая битый автомобиль, в первую очередь выясняют, уцелел ли лонжерон, не сдвинулся ли с места. Небольшой увод лонжерона иногда можно поправить. По причине высокой прочности лонжерона, процедура эта выполняется на специальном стенде – каролинере. Для этого обычно нужно разобрать половину машины и далеко не всегда удается выставить все обратно. Лонжерон можно поменять, однако и это дорого и сложно. А главное, приварить лонжерон так же, как это делается на заводе, в условиях даже очень хорошего сервиса невозможно. Прочность полученного силового элемента будет заведомо ниже. Всё это говорит об одном – сильный удар при аварии и ушедший в следствии удара лонжерон – приговор кузову, который больше не обладает заложенной прочностью. Лонжерон рамы джипа или грузовика тоже можно поменять, хотя и это не просто. А вот легковой кузов с сильно уведённым лонжероном придется выкинуть. Хотя, литовские кузовщики-умельцы скорее всего возьмутся придать ему снова вид небитого. Весь вопрос – надолго ли?

Типичный пример развода на тему лонжерона на автосервисе

АВТОР: ЕВГЕНИЙ ХАПОВ

Все тексты, опубликованные на сайте www.khapov.ru, защищены законом об авторском праве. Любая частичная или полная перепечатка опубликованной информации запрещена.

No related posts.

216 comments

  1. Ирина:

    Еще раз спасибо и один вопрос. Как вы считаете, Евгений, при таких повреждениях я смогу самостоятельно доехать до автосервиса, около 60, с места аварии уехала сама, 20 км?

    • Ирина, если колеса (задние) не зажаты поврежденными деталями кузова и машина нормально управляется, можете доехать. Тем более, что с места аварии вы до дома добрались, видимо без каких-то трудностей.
      С уважением,
      Евгений Хапов

  2. Ирина:

    Евгений, здравствуйте, прошла оценку авто, лонжероны не повреждены, сказали, что все сделают хорошо, теперь остается только ждать.

  3. Алекс:

    Спасибо за пояснения!!! Все очень понятно!

  4. Елена:

    Уважаемый Евгений! Страховая компания Альянс выплатила по ОСАГО на ремонт автомобиля около 50 000 рублей, а заплатила я 114 000. Стоимость деталей, лакокрасочных материалов и ремонтных работ оценена Альянсом примерно в 2 раза ниже. Нормо-час оценён в 700р., а фактически в сервисе он стоил 980р. Можно ли добиться доплаты от данной компании и как это сделать? Виновником ДТП был второй участник, а КАСКО у меня не было.

    • Елена, я могу посоветовать что-то только в той области, которой занимаюсь. Это технические вопросы устройства и ремонта автомобилей. Вопросами взаимодействия со страховыми компаниями я не занимаюсь.
      С уважением,
      Евгений Хапов

Добавить комментарий

Highslide for Wordpress Plugin