Контакты

e@khapov.ru

Выемка писем из почтового ящика производится почтальоном четыре раза в день.

Я приветствую сообщения по существу, критику и поправки неточностей, интересные мысли и деловые предложения.

Я оставляю за собой право не публиковать на сайте неуместные комментарии, рекламу и спам, а также неинтересные послания на отвлеченные темы.

Пишите!

С уважением,

Евгений Хапов

26 комментария

  1. Евгений!

    Приглашаю Вас в сообщество Автомобильный Маркетинг.
    http://community.livejournal.com/avtomarketing/

    Думаю что ваши статьи будут интресны профессионалам и будут способствовать продвижению вашего блога.

    С уважением,
    Алексей Орлов

  2. Севастьян:

    Евгений Евгеньевич, не могли бы Вы сделать краткий прогноз автомобильного рынка в России на ближайшие 10 лет? Каковы перспективы работы с высшим инженерным образованием в данной сфере, так и во время его получения?

    Заранее спасибо.

    • Как говорится, «знал бы прикуп, жил бы в Сочи»! 🙂
      Спасибо за вопрос об автомобильном рынке, постараюсь опубликовать прогноз, хотя лучшие умы в автомобильной отрасли и на три года не всегда такой прогноз дают 🙂
      Насчет образования — ситуация на мой взгляд проста.
      Высшее инженерное образование ценно в первую очередь навыками подхода к решению любой задачи и во вторую — арсеналом методов её решения. Таким образом, институт в первую очередь учит тому, как подходить к решению сложных задач. Инженерное образование в большой мере подразумевает и наличие готовых способов решений, однако главное — именно способность оценки, разработки стратегии и претворение её в жизнь.
      Конкретным инженерным навыкам, специфичным в каждой области (тем более — автомобильным) наше российское образование традиционно учило в меньшей степени. Не секрет, что многим выпускникам попадающим на производство советовали в первую очередь забыть все то, чему учили в ВУЗе. Сегодня ситуация кардинально меняется — большинство ВУЗов напрямую связано с производством и многие выпускники по сути обучаются под конкретное место работы. Однако, нашему образованию очень далеко до, например, европейского, где абсолютно каждый выпускник высшей школы уже несколько лет параллельно трудится и на будущем месте работы.
      Сегодня в автомобильной отрасли просматривается и четкая тенденция нехватки квалифицированных молодых кадров — именно профильных и с конкретными знаниями.
      Отсюда следует несколько выводов:
      Первый: учится надо хорошо, потому как спектр возможностей у успешного выпускника сильно шире троечника. За таким однозначно будут охотиться представители производства и предлагать хорошие вакансии.
      Второй: необходимо еще на первом курсе (или до поступления) выбрать довольно узкую нишу собственного образования и добиваться в ней максимума. Время широкообразованных выпускников, не способных решать конкретные проблемы в узкой области сразу, давно прошло.
      И третье: отрасль однозначно развивается — выжившие автозаводы будут выпускать либо иностранные модели на своих мощностях, либо нечто совместно созданное с инокомпаниями. Считать, что отрасль умерла неправильно — она все же пережила и перестройку и кризис. Стало быть, потребное количество инженеров будет только расти, хотя и не такими темпами, как количество вакансий молодых финансистов в первое десятилетие 21 века.
      С уважением!

  3. Александр:

    Добрый вечер Евгений хотел с вами проконсультироваться. У меня автомобиль мазда 3 Недавно подьезжал к гаражу вечером и знаю что около бардюра накатанный снег стал сьезжать но в итоге снег убрали и т.к. подьем был вверх то я не увидел что снег убрали и сьехал в результате сьезда упал на защиту вот сейчас думаю не повело ли лонжероны.Бордюр где то 15-20 мм.
    Можете прокомментировать.

    • Александр, практически уверен, что в вашем случае лонжероны не повело, даже если высота бордюра не 15-20 мм как Вы пишете (это всего 1,5 — 2 см), а более похожие на правду 15-20 см. Тем более, что машина, по Вашим словам, упала не на сам лонжерон, а на защиту, которая крепится еще и к передней поперечине, к подрамнику и т.д. Для того чтобы погнуть лонжерон при падении нужна высота около метра, да и то, скорее подвеска повредится, чем лонжерон.
      В Вашем случае я бы порекомендовал осмотреть машину снизу, на предмет выяснения, на какую именно деталь пришелся удар. У Мазд довольно слабо защищен снизу радиатор, он может пострадать в такой ситуации. Поддон двигателя, который сразу над защитой, картер коробки передач — все это очень легко повреждаемые элементы. Если же обнаружите след на защите только сбоку (в районе лонжерона), и все остальное видимых повреждений не имеет, можете про данный инцидент забыть, и внимательнее впредь относиться к бордюрам.

  4. Александр:

    Добрый день Евгений большое спасибо что ответили.

    Извините насчет высоты бордюра ошибся 150-200мм.Немного подробнее перед сьехал нормально удар пришелся на заднюю часть защиты ,защита у меня металлическая. Закремлена к ланжеронам через две металлических опоры одна спереди и одна сзади к ланжерону крепится одним болтом справа и слева.
    Скорость сьезда была 5-8 км/ч.
    Машину осматривал в тот же день на яме.
    Может я отношусь к таким вещам скурпулезно. Машина у меня первая хотя уже прошло 3 года и по прежнему отношусь как к новой.Сам технарь по образованию может поэтому.

    • Александр, правильно что относитесь скрупулезно — меньше шансов внезапного отказа чего-то.
      Думаю, при таком ударе задним креплением защиты максимум что будет — останется небольшая вмятина на самой защите. Это не страшно, на то она и защита. Даже если бы в этом месте защиты не было, все ограничилось бы маленькой вмятинкой на лонжероне, на глобальную геометрию вообще никак не влияющую. Лонжероны, особенно у современных кузовов — таких как Ваша Мазда3 — очень крепкая штука!

  5. Евгений:

    Здравствуйте Евгений!
    Изредка смотрю канал «Драйв», там и видел Вас в качестве тестирующего. Понравился Ваш тактичный подход к оценке автомобилей. Считаю правильным уважительное отношение к любому, даже «уродливому» авто отношение даже по той простой причине что кто-то душу вкладывал при его разработке.
    Хотел задать Вам не совсем, наверное, стандартный вопрос. Три года назад купил Короллу-Ранкс 2001г.в. Руководствовался требованиями: качество, удобство для города, возможность что-то объёмное погрузить (по этой причине седан не рассматривался), учитывая увлечение рыбалкой и отсутствие навыка вождения – полный привод. Авто типа Эскудо не по карману, потому и остановился на этом. Сразу, можно сказать, влюбился в эту машину. Комфортно чувствуешь себя как в городе, так и на трассе и на бездорожье (юзаю там, где Нива с УАЗом ездят). Недавно, при очередной замене расходников, «мастера» сказали: всё ничего, да двигатель разовый. Заинтересовался, полистал в НЭТе и складывается картина: Двигатель действительно разовый, капиталке не подлежит (даже пишут причину), ресурс 250 – 350 тыс. км. При пробеге 160 и нежелании расставаться со своим «Мальчиком» (характер у него мужской) запаниковал: что делать? Всвязи с этим поделитесь опытом, пожалуйста. При условии отсутствия хорошей суммы на доплату продать и купить что-то типа Эскудо года 99 – сомнения в целесообразности мены «шило на мыло». Более склонен владеть своим любимым авто до победного, вкладываться в текущий ремонт а когда наступит время «ч» — заказать контрактный двигатель.
    А как Вы, Евгений, поступили-бы на моём месте при своём багаже опыта?

    • Евгений, добрый день!
      Спасибо за оценку моих способностей на поприще телеведущего.
      Что касается Вашего вопроса насчет двигателя Тойоты, мое мнение таково: японские машины во многом действительно «одноразовые», причем не только Тойота, но и почти все остальные («европейцы» тоже). Просто «японцы» перешли на «одноразовый» принцип раньше.
      Вообще абсолютное большинство современных моторов не подлежат капитальному ремонту. Можно менять навесное, но главные изнашиваемые поверхности — шейки коленвала и зеркало цилиндра — имеют тончайшее поверхностное упрочнение. Принципы бывают разными, смысл один — сточился этот тонкий поверхностный слой, под ним металл, не приспособленный быть, соответственно, зеркалом цилиндра или шейкой коленвала. Так дешевле, чем делать тот же коленвал из сверхпрочной стали целиком. Иначе говоря, отработал ресурс (те самые 250-300 тыс) и на выброс. Поэтому решение докатать мотор и поменять на контрактный — верное. Да и не соберут тут мотор так же тщательно, как это делают на конвейере.
      Тем более, что с начала апреля Вам не придется оформлять замену мотора — двигатель, в соответствие с последним приказом руководства ГАИ больше не является идентифицирующим машину агрегатом. Его номер не будет сверятся при осмотрах. Проще говоря, мотор теперь можно менять на однотипный, как, например, коробку передач.
      Есть, правда, еще одна тонкость. В полноприводном автомобиле, помимо двигателя, довольно сильно нагружены элементы привода, а в случае как у Вас, когда Вы используете не приспособленную в общем-то Короллу на бездорожье (где Нива и УАЗ), еще и подвеска будет «убиваться» быстрее. Одним словом, съезжая с асфальта, всегда помните о том, что ресурс Вашей машины расходуется в несколько раз быстрее. Кстати, это касается и мотора.
      Говорю все это, имея огромный опыт эксплуатации легковых автомобилей (Ока, БМВ 320 Е30, БМВ 518 Е34) на почти внедорожном участке в 4 км между асфальтом и домом в деревне, до которой от города 200 км. Да, породистые легковушки многое выдерживают, но даже сверхпрочный кузов немецкой «пятерки» БМВ за четыре года подобных преодолений лесополосы расшатался! Я уже не говорю про подвеску и прочее.
      Так что решать Вам где ездить и на чем. Просто учитывайте, что к моменту «кончины» мотора нужно иметь четкое представление, насколько изношены прочие агрегаты, чтобы не получить постоянно ломающийся по периферии автомобиль вокруг относительно свежего «контрактного» мотора.
      Японцы в подавляющем большинстве ездят медленно, аккуратно. Дороги там близки к идеальным, машины вторичного рынка в отличном состоянии и стоят недорого. Они привлекают отличными ходовыми качествами и беспроблемной эксплуатацией.
      Но в условиях нашей эксплуатации, тем более, выходящей за рамки, предусмотренные заводом (ваш полный привод — лишь только для уверенного движения по обледенелому асфальту), они стремительно изнашиваются. Тем более, что японцы отлично знают о сроках службы своих моторов и стремятся продать машину в момент «подхода к концу».
      Я, «затюнив» скоростной и престижный БМВ до уровня почти кроссовера, насытившись оторванными глушителями, усилив многие части кузова и оборудовав обычный «бимер» профессиональной легкосплавной защитой по всему низу, в конце концов пересел на Дефендер. БМВ к этому моменту прошел за 600 тысяч и его мотор был цел, но все остальное…
      На асфальте стало медленнее, зато трудности лесных дорог перестали существовать.
      Одним словом, просто к моменту, когда решите менять мотор, обследуйте как следует силовые элементы кузова, особенно в местах крепления подвесок, приводы (особенно муфту отбора мощности назад, задний редуктор) и постарайтесь определить, сколько осталось им. Тут и станет понятно, что менять — мотор или машину.
      Ну и удачи на дорогах!
      С уважением!

  6. Александр:

    Здравствуйте Евгений! Сначала хочу выразить респект! Мне нравится смотреть тестдрайвы с Вашим участием. Интересно Ваше мнение. Рассматриваю вариант покупки лада приора в кузове универсал с максимальной комплектацией 020, в качестве семейного (3 человека) и рабочего автомобиля. т.к. денег только на него и будет в кредит. Стоит ли отказаться от такой покупки, посмотреть др. варианты или спешить покупать ладу? Сейчас езжу на 3х летней семёрке, которую и думаю сдать в зачёт новой.

    • Александр, добрый день!
      В выборе автомобиля многое зависит от того, в каком регионе Вы живете и для каких целей покупаете. Если вы обитаете вдалеке от крупных населенных пунктов, дороги плохие и планируете обслуживать машину либо самостоятельно, либо на местном автосервисе, возможно выбор Приоры-универсала и оправдан. Но лично я бы все равно приобрёл, например, Рено Логан, хотя Приоровский универсал вместительнее (вам действительно необходим универсал для работы?).
      Стоит Логан в простой версии примерно столько же, сколько и Приора-универсал — около 330 тыс. руб. Обслуживание его на самом деле не сильно сложнее вазовской техники, а пользовательские качества, равно как и качество сборки на голову выше. Колдобины Логан поглощает даже лучше Лады. Единственное в чем вазовский продукт выигрывает, это в динамике (более мощный мотор) ну и опять же, универсаловский багажник больше.
      Существует еще Нексия — аппарат однозначно устаревший, но более надежный и продуманный, чем Приора.
      И почему Вы хотите сдать старую машину в зачет, вместо того, чтобы её просто продать? У Вас же не 10-ти летняя развалюха. Не видел Вашего автомобиля, но насколько я понимаю, аналог вашей «семёрки» стоит около 100 тыс. (хотя бы если заглянуть в авто.ру), а сдав, вы получите от силы 50… Кстати, Логан тоже попадает под программу утилизации (если все же Ваша семерка действительно столь плоха, что ей место только в утиле).
      С уважением!

      • Александр:

        Евгений. Уточняю свои ориентировки *) Мне 27, живу я в Челябинске, хороших дорог у нас мало. 4 – 5 раз в неделю с женой и ребёнком (3 мес) выезжаем за город к родителям, а значит в багажник должна влезть коляска и сумка ребёнка среди прочей поклажи. По работе время от времени требуется перевозить строительный скарб (вёдра, дрели, смеси). Кроме того сейчас на моей 7ке установлено ГБО, экономия заметна, и на новую машину я тоже установлю ГБО. И если учесть не складную спинку дивана нексии, баллон будет притянут к спинке заднего дивана, а запаска останется на своём месте. Если приора, то запаска будет жить в багажнике, а баллон на месте запаски. Цель покупки: автомобиль для поездок с семьёй загород и просторный багажник (баллон, коляска и пара сумок). Обслуживание в местном автосервисе. Цена моей 7ки действительно 110 — 130 т.р. тех. состояние у неё не намного хуже чем у новой, эксплуатирую аккуратно. Кроме Вами отмеченных скоростных характеристик приоры меня подкупает расход 7л. в городе, у нексии и логана это ~10 л. Опять же у нексии меньше звёзд за безопасность, чем у приоры. О логане мне судить тяжело, плохо с ним знаком, но торпедо и центральная консоль выглядят не очень *) Что теперь посоветуете?
        С уважением!

        • Александр, спасибо за уточнения.
          Получается, для Ваших условий эксплуатации Приора больше подходит — за аналогичные деньги других универсалов в продаже нет.
          И баллон ГБО к Приоровской задней части лучше подходит — согласен!
          Единственное во что я не слишком верю — в большую экономичность Приоры в сравнении с Логаном. Думаю она в реальном сравнении проиграет, а цифры контрольных расходов… в общем, не слишком им верьте.
          Жаль, что у нас не продается Логан — универсал — вот уж действительно сверхвместимость плюс надежность и безопасность. Но, увы…
          У Приоры, кстати, еще и тормоза получше, чем у Нексии — на трассе не лишнее.
          Итак, получается Приора.
          Удачи!

          • Александр:

            Спасибо за Ваше мнение Евгений! На всякий случай перед покупкой схожу в автосалон рено. З.Ы.: если Вас пригласят соведущим в ТопГир, тогда я начну его смотретью.

  7. Константин:

    Евгений, здравствуйте. У меня чисто потребительский вопрос. Понимаю, что таких, как я, пруд пруди, но все же …. Собираюсь купить Subaru Outback (04-05 года) 3.0 литра. Вопрос напросился при просмотре Вашего сюжета про Jeep Comander. Что Вы можете сказать про Subaru относительно аналогичного теста, как у Jeep? Может есть ссылки или пара слов? В Интернете не особо объективных мнений, хотя видео отчеты присутствуют, но без комментариев.

    • Константин, добрый день!
      Как-то непросто сравнивать Commander с Outback, они из разных категорий.
      Субару однозначно хорош своей полноприводностью, большим дорожным просветом, причем из собственного опыта знаю, насколько вездеходным он может быть. Не смотря на то, что это не джип, на Аутбэке можно смело соваться в колею, съезжать в лес и т.д. К тому же у него большой салон, огромный багажник, неплохая плавность хода. Если вам нужен универсальный автомобиль для путешествий почти без дорожных ограничений — Аутбэк самое то.
      Салон и отделка у Субару — на любителя. Так сказать среднестатистический японец. Комфорта достаточно, но основной упор фирма делает все же на техническую составляющую машины. По статистике Субару, 70% их покупателей — люди с высшим инженерным образованием, ценящие необычные технические решения.
      Единственное, что меня всегда настораживало во всей Субаровской технике — оппозитный мотор. С одной стороны он дает лучшую развесовку и более сбалансирован, позволяет ездить динамично. С другой, более капризен при перегревах, не любит стоянки с креном, сложнее в обслуживании и просто сложнее устроен. Причем, чем больше литраж и мощность субаровских моторов, тем больше и проблем с ними. Самая распространенная причина перегрева Аутбека — машину зимой «засадили» по самое брюхо, перед бампером снежный вал, ничего не обдувается. За пол-часа попыток выехать может вскипеть.
      В общем, покупая Аутбэк, смотрите прежде всего на двигатель. Этих трехлитровых моторов довольно много перегретых. Качественный ремонт оппозита дорог, поэтому как правило просто меняют прокладку головки цилиндров, а это ненадолго — головки «ведёт», проблема повторяется. Старайтесь найти экземпляр, на котором не очень лазали по бездорожью.
      С уважением!

      • Константин:

        Спасибо, Евгений, за ответ!!! Видимо я вхожу в число любителей (заочно пока) этого автомобиля и тоже имею высшее инженерное образование, как и 70% остальных. Я так понял, что про перегрев двигателя можно узнать только по косвенным признакам (состояние обвеса, кузова, днища) автомобиля и по персоне водителя (агрессивный в плане вождения, любит езду по снегу и т.д.)? Т.е. в разговоре с хозяином авто нужно постараться выйти на эти нюансы?

        • Константин, да, все правильно. Именно по косвенным признакам, причем больше — мелочам, типа оторванной защиты, сильно изношенных тормозных дисков, цвету и количеству масла в моторе. Из разговора с владельцем тоже, но иной владелец вам такие истории расскажет — про бабушку — водителя, которая ездила только на рынок за петрушкой один раз в неделю 3 км в хорошую погоду… Слышал такие многократно. Смотрите по общему состоянию машины, количеству замеченных подготовительных к продаже операций (типа полной химчистки салона, намазывания снаружи и внутри всевозможными мастиками, средствами по уходу и пр. Свежепокрашенным деталям кузова и следам покраски вообще. Мотор даже при инструментальном контроле трудно сразу определить. Должно быть минимум звуков — всяких тарахтений, побрякиваний. Не должно быть больших расходов и подтеков масла (хотя у оппозитов протечки — частое дело). Особенно не должен убывать антифриз. Если обнаружите в бачке свежезалитую жидкость со словами владельца «только что поменяли» есть риск, что как раз антифриз постоянно убывает из-под не полностью герметичной прокладки головки. Свежепомытый к продаже мотор меня лично тоже настораживает. Вобщем сравнивайте правдоподобность рассказов продавца с тем что увидите. Помогает! Удачи!

          • Константин:

            Евгений, спасибо! Приобрел таки Аутбэк 2005 3 литра, с заездом перед покупкой в официальный диагностический центр.

  8. Сергей:

    Здравствуйте Евгений!Пожалуйста посоветуйте, какой б/у авто приобрести для семейных поездок на дальние расстояния?Наш выбор КИА КАРНИВАЛ 2005г.в.,2.9 об’ем,144л.с. дизель,АКПП или КРАЙСЛЕР ВОЯДЖЕР, ДОДЖ КАРАВАН с аналогичными данными.Что надежнее и дешевле в обслуживании?Спасибо.

  9. Сергей:

    Большое спасибо!!

  10. Сергей:

    Здравствуйте Евгений!По вашему совету приобрел Крайслер Вояджер 2006г,дизель 2.8CRD,150л.с.,АКПП,как говорят «европеец».Хочется о нем узнать побольше.Пожалуйста поясните где выпускается,чей двигатель(его история,особенности обслуживания и эксплуатации зимой и летом ),что в авто американского, и что европейского?Какие применяют масла и жидкости только американские, а какие др. производителей?

    • Сергей, двигатель 2.8 CRD выпускался итальянской фирмой VM Motori, так же как и предыдущий 2,5. Это подразделение Мерседеса, двигателями которого интенсивно пользовался Крайслер до развода. Мотор ставился на многие Крайслеры помимо Вояджера — Чероки, Нитро и т.д. Сам автомобиль собирался на заводе в австрийском Граце — там же, где и Гелендвагены — по той же причине — Мерседес размещал там производство крайслеровской продукции до развода с Крайслером.
      Двигатель надежный, по сути — дальнейшее развитие мотора 2,5. Например, у них одинаковый маслянный фильтр.
      Как любой дизель коммон рэйл, крайне требователен к дизтопливу и к маслу. Советую на последнем не экономить и неизвестное дизтопливо не заливать. Классификацию применяемых для данного мотора масел узнайте в любом сервисе или даже нормальном магазине — есть специальная литература. По моему мнению любое современное фирменное дизельное масло подходящей вязкости Вам подойдет и между известными производителями большой разницы нет. Просто используйте нормальные материалы.
      Как и любой дизель, 2,8 CRD зимой требует работающих свечей накаливания, отсутствия воды в топливе и нормального масла. Каких-то специфических особенностей эксплуатации моторы CRD не имеют. Еще аккумулятор должен быть «живым» естественно.
      Есть мелкие проблемы наподобие не слишком долговечных термостатов, которые могут не полностью перекрывать большой круг, отчего зимой в машине холодно.
      Более подробную информацию поищите в интернете. Есть форумы владельцев, читайте их.
      С уважением!

  11. Сергей:

    Евгений большое спасибо!Семья очень довольна автомобилем!

Добавить комментарий

Highslide for Wordpress Plugin